Ольга Брикова
Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста
«У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь».
А. Макаренко
Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей раннего возраста и взрослых, двигательной деятельности, а также возможности для уединения. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.
При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Предметно-пространственная среда должна быть :
- Содержательно – насыщенной;
- Трансформируемой (предлагается возможность изменений среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);
- Полифункциональной (предполагает возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей);
- Вариативной (что предполагает наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивает свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала);
- Доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам);
- Безопасной (предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Особенности организации предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего возраста :
- РАЗНООБРАЗИЕ: наличие всевозможного и максимального и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами
- ДОСТУПНОСТЬ: (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка, а также доступность по показателям возрастного развития.
- ЭМОЦИОГЕННОСТЬ: (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности эмоционального благополучия) : среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.
- ГИБКОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: построение не пересекающихся друг с другом зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста : играем не вместе, а рядом.
-ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ, ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ОДНОЙ ЗОНЫ И ДРУГОЙ
-УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ:
(ранний возраст – это возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.
Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны (центры активности) для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
Центры активности:
- Центр маленьких спортсменов;
- Центр игры;
- Центр сенсорики;
- Центр отдыха и уединения;
- Центр воды и песка;
- Центр изобразительного творчества;
- Центр детской книги и т. д.
Центр игры:
Игровая среда наполнена разнообразными материалами и оборудованием. Это прежде всего игрушки персонажи, кроватки, кухонная мебель с наборами крупной игрушечной посуды и т. п. Они доставляют детям радость, формируют представления об окружающем мире. Игровое пространство меняется в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей. Игра – основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает речь, формирует игровые навыки и умения. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте с/р игр «Семья», «Больница», «Салон красоты» и т. д.
Центр маленьких спортсменов
В пространство группы гармонично вписывается центр маленьких
спортсменов, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, что в полной мере реализует потребность в двигательной активности.
Конструкторский центр:
Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе имеется традиционный материала для строительных игр, пластмассовый цветной, деревянный конструкторы.
Центр музыки
В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые представляют детям много радостных минут и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей. С детьми мы играем в такие музыкальные игры, как «Угадай, на чём играю», «Что звучит» и т. д.
Центр детской книги
Центр ряженья и театра
уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Оборудованный театральный уголок с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.).
Центр изобразительного творчества
Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).
Центр сенсорики
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в группе имеются игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки.
Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Полки наполнены игровыми дидактическими материалами, игрушками (объемные геометрические фигуры (шары, кубы); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец.
Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
Центр воды и песка
Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и
небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.
Центр природы
Свободному развитию общения с взрослыми и детьми способствует приобщение человека к природе через её познание. Центр природы служит не только украшением группы, благодаря нему дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.
Таким образом, при организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста мы учитывали требования ФГОС, отражая их во всех центрах группы. Мы старались сделать ее разнообразной, информативно богатой для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.