Анастасия Беляева
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие начальной компетенции у взрослых исследовательских способностей и умений. Создание условий для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по реализации системно - деятельностного подхода в работе с дошкольниками.
Задачи.
• Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности и алгоритмом сбора информации.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
• Познакомить с методическими приёмами применения квест- технологии в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Подготовка к занятию. Карточки с символическими изображением «методов исследования» (билетики, халаты для исследователей, коллекция бумаги, лупа, прозрачная ёмкость с водой, образцы бумаги для опытов и экспериментов, детская энциклопедия, ноутбук, тематический лепбук «Все о бумаге» ручки, листочки бумаги, мультимедийная презентация.
Словарная работа. Исследование, исследователи, доклад.
Ход мастер-класса
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я сегодня вас познакомлю с организацией исследовательской деятельности по средствам квест-технологии.
Слайд2
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».
Антуан де Сент-Экзюпери
Когда в ребёнке бурлит жажда познания, мы не должны оставаться в стороне,. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Одной из важнейших задач современного образования - это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.
Слайд 3
- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология).
Благодаря квест-технологии воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях: в космосе, в сказке и в любом месте по выбору детей, что позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Одним словом, это игра-путешествие, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
С помощью этой технологии мы решаем задачи, которые вы видите на экране.
Продолжительность квеста не ограничивается по времени: это может быть как регламентированное по времени путешествие, так и долгосрочные (в течение всего дня или даже нескольких дней, в зависимости от выбранной темы исследования).
Квест может быть организован как с целой группой детей, так и по подгруппам, но уже для детей более старшего возраста.
Для того, что бы показать, как работают эти технологии в совокупности, и демонстрацию этапов познавательно-исследовательской деятельности я приглашаю фокус-группу. - Коллеги, посмотрите какой красивый ларец, и рядом с ним лежит записка! Давайте ее прочитаем:
Кто найдёт этот ларец,
Будет просто молодец!
Чтоб узнать, что в нём лежит,
Нужно нам его открыть.
А ключом будет отгадка
На такую вот загадку:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
-Давайте попробуем открыть. Получилось! Ларец открылся! Ой, а кто же это в нем спрятался? (это герои мультфильма «Бумажки»)
- А здесь и послание от них лежит.
«Мы: лось Аристотель и дятел Тюк-тюк. Мы приглашаем в путешествие в Бумажное королевство, по дороге к которому вы найдёте много интересной информации о бумаге, которое вы должны собрать и принести в бумажное королевство. Дарим вам билеты, которые каждому из вас укажут свой путь. До встречи в Бумажном королевстве! Ждём вас с полученной информацией»
Педагоги расходятся по станциям и выполняют задания.
Название станции Деятельность педагогов Оборудование
Сейчас мы находимся на
Станции Книжная
- Можно поинтересоваться, что вы делаете?
- И откуда же она появилась?
- За вашу эрудицию вы получаете вот такую книжку-малышку об истории возникновения бумаги. - На станции Книжной я просмотрела справочную литературу и узнала откуда и когда появилась бумага.
-Из Китая
Энциклопедия
Выдержка из книги
Листок и ручка
Книжка об истории возникновения бумаги
(книжка-малышка)
-Давайте заглянем на станцию
Наблюдательная
-Спасибо вам за вашу наблюдательность, за это вы получаете коллекцию бумаги. На станции Наблюдательной
я провожу наблюдения над бумагой и узнала, что бумага бывает разная.
По плотности: бумага бывает тонкая и толстая
По цвету бумага бывает белая, разноцветная, тонкая бумага может просвечивается.
Поверхность у нее может быть гладкая, шероховатая, бархатная
Бумага бывает без запаха, но бывает и ароматизированная (повесить халат)
Коллекция бумаги,
сенсорные эталоны
Лупа
Образцы бумаги для опыта
коллекцию бумаги.
Интересно работа кипит на Станции Экспериментальная
Расскажите нам, чем вы тут занимаетесь?
-За ваши старания вы получаете картотеку опытов с бумагой
Я провожу эксперименты с бумагой и узнала о свойствах бумаги
1. Бумагу можно смять (салфетка хорошо, картон плохо)
2. Бумагу можно согнуть и отрезать (фольга сгибается и режется хорошо, картон тяжело)
3. Одна бумага может плавать, а другая сразу тонет.
(опустить в блюдце кусочек белой бумаги и салфетку, белая плавает, салфетка сразу утонула) (повесить халат)
Образцы на тарелочках:
Салфетка и картон
Фольга, картон, ножницы
Белая бумага, салфетка, прозрачная миска с водой
картотека опытов с бумагой
А сейчас мы перейдём на станцию Интерактивная.
Посмотрите сколько здесь всего интересного!
-За ваше творчество я дарю вам картотеку схем по изготовлению поделок в технике оригами. На станции Интерактивной,
просматривая интернет-ресурсы, я узнала много интересного о технике «Бумагопластика». Оказывается, бумага - превосходный материал для творчества. Из нее можно сделать разные поделки и элементы декора. (показывает)
Ее можно накрутить, сложить гармошкой, по разному согнуть.
Ноутбук или планшет
Готовые поделки и элементы декора
Картотека схем по изготовлению поделок в технике оригами.
И наконец, мы подошли к Станции Вопросительная
- Смотрю вы только подошли, чем вы были заняты?
За вашу любознательность вам полагается книжка-малышка с загадками о бумаге. на станции Вопросительная. Я провела опрос и узнала, что бумага бывает писчая, газетная, обёрточная
С бумагой можно делать мять, сгибать, она может гореть
Из бумаги можно сделать…книги, тетради, коробки, обёртки для конфет
Лист опросник, планшет, ручка.
Книжка с загадками о бумаге
(книжка-малышка)
На последней станции
- Уважаемая Аристотель и Тюк- Тюк, посмотрите, сколько интересного мы узнали о бумаге! Мы выяснили, что бумагу изобрели в Китае. Она бывает разная по качеству, фактуре и цвету. На ней можно писать, её можно сгибать, мять, резать. Из неё можно делать тетради, книги, газеты, поделки, коробки и многое другое.
- Наши герои довольны вами и дарит вам этот лэпбук. Посмотрите, а кармашки то в нём пустые, чем же их можно заполнить? (у нас есть подарки для вас)
Давайте заполним его нашими подарками. Посмотрите, какой он стал полный информацией!
- А я благодарю вас за работу. Мы возвращаемся из путешествия с полным багажом знаний, можете занять свои места.
Таким образом в квест-технологии объединены все формы организации ПИД, что положительно сказывается на результативности.
В результате использования квест-техологии в организации ПИД :
- дети усвоили методы исследовательской деятельности, алгоритм сбора информации, то есть у них развивается способность к исследовательскому типу мышления
- воспитанники стали более инициативны, самостоятельны, любознательны, повысилась познавательная активность детей
- Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского-взрослого коллектива.
Организация форм совместной образовательной деятельности, взаимосотрудничества с детьми для педагога трудоемко, сложно, но вполне оправданно. Очень важно именно на этапе дошкольного детства научить ребят самостоятельно получать нужную информацию из различных источников, систематизировать, соотносить с личным опытом и правильно использовать ее при необходимости в учебных и жизненных ситуациях.