Людмила Рыбакова
Проект «Эллада далекая и близкая. Греческий праздник»
Людмила Рыбакова «Организация общего тематического праздника для детей разновозрастных групп. Греческий праздник». Соавторы: И. Минчукова, Т. Шевченко, Н. Сусличенко, М. Чугреева, Л. Ненахова, А. Аникина, С. Мурадян.
С 1974 года, с 24 по 30 ноября, проходит Всероссийская неделя «Театр и дети», цель которой является обратить внимание взрослых на значимость театрального искусства в воспитании подрастающего поколения и приобщить детей к театру и как зрителя, и как активного участника театрального действия.
Публикация «Проект „Эллада далекая и близкая, Греческий праздник“» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Театральная дошкольная игра естественно проникает во все формы педагогического процесса - занятия: музыкальное, изо, развитие речи, ознакомление с окружающим, физкультурное, досуги, развлечения и праздники в детском саду.
В «Год Греции в России», мы решили предложить детям знакомство с этой страной. В беседе с детьми стало ясно, что многие семьи побывали с детьми на отдыхе в этой стране; кто-то из детей видел мультфильм о Прометее, о медузе Горгоне. Фотоальбом о природе Греции, о находках археологов, о дворцах и богах Олимпа, вызвал интерес детей к истории и культуре этой страны.
Так возник проект «Эллада далекая и близкая». Вместе с детьми мы окунулись в историю и культуру Древней Греции. Весь предложенный и собранный нами материал был адаптирован с учетом возраста детей. Проект предусматривал участие в нем детей подготовительной и старшей группы. Больший объем познавательной информации предлагался детям подготовительной группы. Педагоги старшей группы отобрали доступное и понятное для детей своего возраста.
Проект «Эллада далекая и близкая» был опубликован в журнале «Практика управления ДОУ» №6 – 2015. Не буду повторять подробное описание и содержание проекта, коротко перечислю лишь 7 основных блоков, являющихся базой для знакомства дошкольников с историей и культурой Древней Греции:
1. «Когда и где». Карта страны, география, острова, флора и фауна. Герб, Флаг, Гимн. Столица.
2. «Эллада – страна богов». Боги - Олимпийцы. Скульптурное и живописное изображение богов, их символика и легенды. Архитектура, дворцы и храмы. Легенды, доступные детскому вниманию, в нашем взрослом пересказе, были адаптированы и позитивны.
3. «Олимпийские игры». Древняя и современная история. Символика. Виды спорта тогда и теперь.
4. «Музы науки и искусства». «Золотое руно»
5. «Знакомые имена в истории». Блоки 4-5 тесно связаны с легендами. Дети узнают имена древних ученых, мыслителей, драматургов. Знакомятся с жизнью и занятиями эллинов: ремесло, жилище, одежда, быт, спорт, музыка, театр и др.
6. «Чудеса Света». Основная мысль, помимо познавательной, - донести до ребенка понятие: «Чудо Света» - чудо, сотворенное самим человеком, своими руками и знаниями.
7. «Отдых в Греции. Туризм». В этом блоке актуально подробно поговорить с детьми о формах и правилах поведения и безопасности, об охране собственной жизни и жизни других людей на солнце, на берегу, в море, в гостинице и т. п.
Практическую часть. Каждый из семи блоков имел свою практическую часть:
Книги - иллюстрации. Видеоряд – презентаций. Интегрированные занятия в сочетании нескольких методик. Знакомство с героями Мифов и Легенд. Экскурсии в библиотеку. Мультфильмы. Рисование и аппликации, изготовление в технике папье-маше греческих амфор и посуды. Раскраски по теме. Викторины. Вернисажи работ детей. Спортивно – театральное развлечение «Олимпиада Древней Греции». Мини-музей в группе: «Греческие находки». Походы с родителями в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Итог проекта:
1. Детско-родительские индивидуальные семейные презентации проектов и макетов.
2. Большой Греческий праздник «Путешествие с «Арго».
Педагоги средней группы присоединились к нашему проекту и вместе со своими воспитанниками разработали свой «Греческий проект», в содержание которого вошли фрагменты 1 блока: флора, фауна, море и его обитатели; и фрагменты 7 блока: ОБЖ, личные воспоминания детей, побывавших на море, наблюдавших рыбок в аквариуме и дельфинов в аквапарке.
Имея уже определенную «базу греческих знаний», дети с интересом «жили» в этом проекте. Я тем временем писала сценарий, постигая «историю Золотого Руно», интригу его похищения, подкрепляя интерес детей к героям мифов и легенд, прицельно знакомя детей с героями, участвующими в нашем празднике и их легендами.
Слушали с детьми греческие народные песни, учили «Сиртаки» - хореография Т. Суворовой, «Танец Водорослей и Золотых рыбок»- хореография А. Бурениной. И в моей авторской хореографии –
Л. Рыбаковой - «Танец Ангелов», «Танец Огня», «Танец Эвридик». Всегда радует и поощряется танцевальная импровизация самих детей. Греческая народная песня «Пера стус пера кампус» («За равнинами») - мне она понравилась своей мелодией и повторяющимся текстом, я нашла русскую транскрипцию, «минусовку» и мы с девочками стали петь «по - гречески» и наши педагоги вместе с нами.
Сценарий авторский в стихах, - убеждена, что рифма помогает детям справиться с текстом роли. Сюжет состоит из 7 сценических композиций, которые разучивались с каждой группкой детей или индивидуально с ребенком, во 2-ую половину дня, либо в «свободную минутку», без нарушений режимных моментов.
Поскольку, речь у многих детей проблематична, наш логопед – Надежда Евгеньевна Сусличенко, была требовательна к «проговариванию звуков в тексте» в доставшейся роли тому или иному ребенку, индивидуально работала с каждым. Песню в «Танце Эвридик» поет Н. Е. Сусличенко. Преподаватель изо – Марина Викторовна Чугреева оформляла зал, придавая ему «греческий вид»- роспись зеркал, «подземный грот царя Аида», лента «меандра» по периметру зала, «ионические колонны», портреты, амфоры для цветов на центральной стене. Корабль «Арго» изготовила семья С. С. Тимченко. Педагог -Татьяна Дмитриевна Шевченко, имея дар костюмера, сшила 60 костюмов. Старший воспитатель – Ирина Викторовна Минчукова, как «связующий центр» всего проекта, подставляя «руку помощи каждому», вникая и делая «Всё и со всеми вместе», была швеей, художником, декоратором, звукооператором, гримером, суфлером.
Мне хотелось представить этот праздник в виде театрального спектакля. Все герои (а это дети 2-х подготовительных групп, старшей и средней) должны были точно появляться по сюжету,- и здесь большая ответственность легла на плечи Старшего воспитателя. На видео вы можете видеть в дверях зала «богиню в белом» - это Ирина Викторовна, зная сценарий наизусть, она помогла четкому, слаженному и спокойному, без суеты, ходу всего нашего спектакля.
Хочу сказать, что данный проект – это слаженная взаимно проникновенная работа педагогов. Мы уверенны, что не зря обратились к этой теме, которая помогла нам поднять интеллект детей, сплотить детский коллектив, развить творческие способности каждого ребенка, формировать их интерес к новым знаниям, книгам, обогатить словарь ребенка и многое другое.
Проект дал много и детям, и взрослым. Дети будут возвращаться к этой древней цивилизации в начальной, средней школе, помня о том, что об этом они уже что-то узнали в детском саду.
Хочу поблагодарить моих замечательных коллег! Хочу поблагодарить прекрасных наших детей, пусть где-то что-то было исполнено не ритмично… Спасибо Всем! В моем блоге есть сценарий этого праздника - в списке моих публикаций под №1.
Публикация сценария в журнале «Справочник старшего воспитателя» №1-2016.