Венера Бадгудинова
Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Белгородская область,
г. Старый Оскол
МБДОУ № 15
воспитатель
Бадгудинова В. Р.
«Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира»
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Публикация «Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира» размещена в разделах
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. ФГОС ДО впервые выделяет «Познавательное развитие» как отдельную образовательную область
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» я использую самые разнообразные формы работы с детьми: в основной образовательной деятельности продолжаю знакомить детей с ближайшим окружением, с предметами ближайшего окружения, с дикими и домашними животными, продолжаем знакомиться с цветом, формой, величиной, а так же с основными математическими понятиями.
Также применяю такие формы работы: чтение рассказов, беседы, обсуждение прочитанного, рассматривание сюжетных картинок, просмотр мультфильмов, презентаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические и театрализованные игры.
Реализация образовательной деятельности происходит и в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников.
Также в своей работе использую такие формы организации как : групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Очень важным условием познавательного развития является предметно - развивающая среда.
Большое внимание уделяю созданию предметной среды: в группе оформлен центр «Сенсорного развития», где сосредоточен необходимый игровой материал для развития сенсорных эталонов. В группе имеются атрибуты к сюжетно ролевым играм, дидактические игры и пособия.
В также имеется ноутбук, что дает возможность использовать ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Различают следующие стадии познавательного развития : любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность.
Мы постарались создать в своей группе такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удается обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка яркими впечатлениями о предметном мире, расширять и углублять опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире.
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.
Центр «Мы познаем мир».
Данный центр представлен дидактическим панно «Про все на свете». Данная работа – продукт совместной деятельности педагогов группы с родителями.
Центр творческого развития
Целью данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании.
Центр «Сенсорного развития»
Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: головоломками, наборами картинок для группировки, шкатулками, коробочками с разными мелкими предметами.
Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
В группе имеется центр «Хочу все знать», где маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.
В этом центре ставим перед собой задачи по развитию у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) и т. д.
В центр физкультуры и спорта размещены физкультурное оборудование: кегли, флажки, дуги, гимнастические палки, резиновые мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Здесь развивается игровой опыт ребенка; воспитываются коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; в играх закрепляются примеры социального, речевого поведения; дети учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитываются дружеские взаимоотношения.
Центр «ПДД»
В этом центре имеется большой набор транспорта – от пассажирского до грузового и специального. На полу лежит ковер с изображением улиц и построек, который дает возможность для развертывания сюжетов и привлечения в игру большого количества детей.
Также предусмотрена полоролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков имеются места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной деятельности.
Для девочек создана «комната» для игр с куклами, имеется парикмахерская и уголок с женскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки, посуда.
Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. Нежный тон стен групповой комнаты создаёт ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в тёплой желто-зеленой цветовой гамме. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Всё это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.
Пространственная среда группы достаточно мобильна, центры развития легко трансформируются, видоизменяются в соответствии с возрастом детей, их потребностями и интересами.
В процессе организации работы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяется созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняются яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.
В процессе совершенствования развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес дошкольников, а именно:
• физические условия – педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка;
• социально-эмоциональные условия – создание воспитателем у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
• психологические условия, в которых у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счёт поддержки воспитателем его творческих начинаний;
• интеллектуальные условия – поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления.
Мы уделяем большое внимание проблеме стимулирования развития познавательного интереса детей.
Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности. Оно проявляется во всех видах деятельности – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
• увлечён изучаемым материалом;
• проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
• обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя. Так, например, К. Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, если:
- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;
- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей;
- содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;
- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;
- решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром
Познавательный интерес и процесс их приобретения становятся важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.
Список литературы:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О. Артамонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 23-30.
2. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб. : КАРО, 2007. – 64с. +16с. цв. вкл.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах (С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995 г. ;
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. ,Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.