Ирина Бородина
Организация конструктивной игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
3 слайд
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Публикация «Организация конструктивной игры с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе
Отечественные классификации игр:
П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской
Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими,
4 слайд
подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики
5 слайд
. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
6 слайд
Я сегодня попытатаюсь поделиться своим опытом
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.
7 слайд
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
КОНСТРУКТИВНАЯ деятельность способствует:
-Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания;
-развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности;
-способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений; -
деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников;
-играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе;
-деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств
8слайд
Задачи конструктивной деятельности
1Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
2. Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.
3. Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен
Основными приемами обучения в нашей группе являются следующие:
Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы других ;
-ребенок обладает развитым воображением;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-ребенок проявляет любознательность
9слайд
В нашей группе, тоже существует проблема, ЧТО НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, КОНСТРУИРОВАНИЮ УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЕТ ЗНАЧИМОЕ МЕСТО В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ТАК КАК, РАЗНООБРАЗНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ НЕ ТОЛЬКО ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, НО И ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ
10 слайд
Виды конструктивного материала в зависимости от материала
11 слайд.
В нашей группе строительная игра - это деятельность детей, в которых ребята основном отражают окружающую жизнь в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра очень схожа с сюжетно-ролевой, постольку поскольку дети отражают в постройках окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
12 слайд
Нам воспитателям при работе важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Все помнят, что у нас проходили недели сюжетно - ролевых игр наша группа была строителями, мы показывали картинки, играли и читали про стройку. И конечно же просили родителей посетить вместе с детьми стройку. У них было столько эмоций, каждый хотел рассказать свой рассказ.
Так, дети задумали играть в моряков (мы с ними всё обсудили я им предложила схемы построек) - у них сразу возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Но строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.
13 Слайд
И конечно же конструирование из природного материала
(Осенние выставки)
14 Слайд
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и из других материалов (обучаем детей складывать правильно бумагу, пользоваться ножницами) после обыгрывать в сказках, например колобок.
15 слайд
Вывод:
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать
различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими
запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
овладевать точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
Учатся работать целенаправленно, предварительно планируя свою деятельность. Пытаются, не подражать приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу