Ирина
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях Дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка.
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Дети с ОВЗ
1. с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7 .Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;
9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Принципы инклюзивного образования:
Принцип индивидуального подхода.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
Принцип междисциплинарного подхода.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Основанием является Федеральный Закон от №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Условия реализации инклюзивной практики
нормативно-правовое обеспечение;
создание развивающей среды;
программно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
психолого-педагогическое сопровождение.
1 этап:
Сбор информации о ребенке, первичная диагностика. (выявление детей с ОВЗ)
Адаптационные мероприятия.
Разработка индивидуального плана реабилитации. (составление индивидуального образовательного маршрута)
Планирование коррекционных мероприятий.
2 этап:
Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Реализация индивидуального образовательного маршрута и АООП.
Проведение промежуточной диагностики и анализ. (оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы)
Проведение ГПМПК
Подготовка для перевода в семью или в другое учреждение.
Отставание в развитиии восприятия, внимания и памяти приводят к следующим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий, не заинтересованы в результате выполнения задания.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы: дети, из-за поспешности, неорганизованности, действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
ВПФ у детей раннего возраста с задержкой психического развития
Существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при ЗПР принадлежит нарушениям памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
1. Снижение объема памяти и скорости запоминания;
2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
3. Преобладание наглядной памяти над словесной;
4. Снижение произвольной памяти;
5. Нарушение механической памяти.
Для детей раннего возраста с ЗПР характерна низкая концентрация, неустойчивость и узкий объем внимания.
ВПФ у детей раннего возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается, прежде всего, в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы, так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации.
Страдает переключаемость внимания.
Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В период восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, поэтому ребенок может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Значительное влияние на мышление оказывают задержка речевого развития детей с СДВГ.
Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные, несущественные. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.