Елена Кувик
Организация игрового часа, в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Именно в дошкольном возрасте особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Значение игры для ребенка определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.
Публикация «Организация игрового часа, в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в психическом развитии;
- неравномерность проявлений недостаточности развития;
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и. т. д.)
У наших детей наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах игровой деятельности, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты.
Поэтому учитывая все особенности наших детей мы учли необходимость введения игрового часа, основной целью которого является– создание оптимально интересных, позновательных, увлекательных условий для игровой деятельности. Длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от настроения и желания детей. Он проводится 1 раз в конце недели, для того чтобы дети смогли повторить, закрепить, обобщить материал, пройденный в течении всей недели. Игровой час мы планируем в соответствии с перспективным планированием образовательной программы.
Обязательно включаем инновационные технологии, которые реализуются на нашей группе, такие как: речевые кубики, пособие Мате плюс, игровой набор Дары Фребеля. Хочется отметить, практика показывает,что благодаря этим технологиям у наших детей, начинает более активней,развиваться социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения.
При проведении игрового часа, учитывая что наши дети с зпр и в своем поведении могут проявлять разнообразные специфичные моменты,такие как например :
1. Ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником.
2. Боятся выполнить игровые действия неправильно.
В таких ситуациях мы подбираем индивидуальный подход к каждому ребёнку, проявляем тактичность, внимание и понимание, помогаем выбрать игру самостоятельно по душе, по своему интересу, либо помочь тактично направить в нужное «русло» выбора игры. Обязательно всегда создаем у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Из всего выше сказанного задать вопрос!
А как же проходит наша организация игрового часа?
Итак!Организация игрового часа осуществляется в трех основных направлениях :
- подготовка к проведению игры,
- ее проведение
-и анализ.
Для подготовки игрового часа начинаем с отбора технологий в соответствии с задачами воспитания и обучения: для углубления и обобщения знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов;
Устанавливаем соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
На данном этапе подготавливаем необходимый дидактический материал для игры; готовим к игре детей: т. е обогащаем их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
В основе проведения игрового часа -является ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, объяснение хода и правил игры а так же показ игровых действий.
И в заключительном анализирующем этапе
Мы проводим подведение итогов игры.)Что понравилось? Что сделаем в др раз, чтобы всё получилось?.
ВНИМАНИЕ! начиная «Час игры»
Для привлечения внимания, проявления интереса, любопытства, интриги мы «Зажигаем» т. е включаем свечу-светильник, которая помогает детям настроиться, сконцентрировать внимание на проведение игрового часа. Таким образом мы побуждаем ребят к общению и настрою совместной деятельности. Здесь мы разгадываем загадки, рассматриваем картинки, вспоминаем всё об интересных фактах, моментах которые запомнились в завершающейся неделе. Далее в беседе создаем проблемную ситуацию,где задуваем свечу, вместе с детьми ищем решающий выход, тем самым переходим ко второму этапу проведения игрового часа.
1. В процессе игрового момента, дети подходят к столам/станциям/центрам, на которых разложены дидактические пособия:к примеру! Дары Фребеля: «Построй из палочек по образцу, по схемам», Мате плюс: «Что находиться в мешочке», «выложи из геометрических фигур, по схеме», «Расставим мишек по размеру, цвету», «Посчитай – ка», «Кто в домике живет», Речевые кубики: «Животные», «Кто это? какое животное?», «Назови ласково» Дети самостоятельно выбирают себе занятие, конструируют по схемам, выполняют задание под четким руководством воспитателя.
2. После того как дети проиграли, с дидактическими материалами, заканчиваем игровой час обязательно игрой, к примеру «Загадки без слов», здесь мы развиваем у детей выразительность мимики и жестов,позитивного настроения., положительных эмоции на выходные дни.
Подзываем детей словами: Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу. Загадаю вам загадки, Кто смышленей — погляжу.
вместе с первой подгруппой детей садимся и рассматриваем иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например : диких животных. Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
Таким образом, дидактическая игра должна носить занимательный характер, вызывая у детей интерес к знаниям.
- должна корригировать психические процессы ребенка с ЗПР,
-активизировать речевую деятельность детей,
- формировать социальные навыки у детей.
-обязательно соответствовать программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.
Создание занимательного игрового часа, позволяет нам обобщить, закрепить, у детей полученные знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, которые необходимые для дальнейшей их социализации в современном обществе