ОКСАНА КОМИССИНА
Организация игр экологического содержания на экологической тропе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда формируется его отношение к окружающему миру. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой. Вместе с тем, мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Как же интегрировать экологию и игру, что бы польза от этой интеграции была максимальна?
Публикация «Организация игр экологического содержания на экологической тропе детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для решения этой важной задачи в нашем дошкольном учреждении было решено создать экологическую тропу, как зону для познавательных игр. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов.
Значение игры в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста просто огромно: воспитатель может проводить НОД в форме путешествий по экологической тропе, используя игрушки - аналоги при проблемных ситуациях, включать в путешествия по станциям экотропы любимые игровые персонажи. Так же могут использоваться такие нетрадиционные формы, как экологические сказки и даже экологический театр. Экологические игры затрагивают все образовательные области и успешно интегрируются в них.
Основная цель игры на экотропе – формирование гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
В ходе экологических игр решаются следующие задачи:
– формирование основ экологического миропонимания;
– расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
– развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
Работу с детьми я осуществляю по программе экологического воспитания «Юный эколог», «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаевой и программе «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.
В своём опыте я использую всё многообразие средств экологического воспитания : подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и дидактические игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, учу решать занимательные и творческие задания. И всё это успешно реализуется на экологической тропе.
Экологическая тропа стала «экспериментальной лабораторией» нашего детского сада. Этим определился ряд требований к ее организации : выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп.
Экологическая тропа была разработана (и продолжает разрабатываться) таким образом, чтобы она была доступна для посещения детей, как с воспитателями, так и с родителями. Маршрут проложен в естественных и искусственно созданных условиях на территории детского сада.
По своему содержанию тропа – комплексная и включает в себя несколько стоянок - станций природных экосистем:
1. «Избушка Айболита»
(станция «скорой помощи») — место
хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за
растениями участка (лейки, секатор и др.).
2. «Грибок встреч»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
3. «Рябина»
Объект для наблюдений – деревья рябины. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы.
4. «Царство удивительных пеньков».
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
5. Летняя лаборатория. (Песочница)
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)
6. «Огород».
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
и наша перспектива - это:
7. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
Остановка на каждой станции сопровождается специально подобранной для этого и продуманной игрой, а именно:
Это игры на формирование экологических представлений о мире животных, на формирование экологических представлений о растениях, объектах и явлениях природы, экологически бережного отношения к природе. Например, в игре «Закончи предложение» – говорю начало фразы, а дети придумывают конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Зимой медведь спит, а летом….», «Зимой заяц меняет шубку, потому что…», «Белка питается орехами, а заяц…».
Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
В своей работе очень интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. («Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве»). Игры могут быть разными: «Что бывает жёлтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое». Во всех случаях словесные игры закрепляют знания дошкольников, учат использовать их в нужный момент.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи) : «Определи по названию», «Дары полей», «Волшебная корзина», «Наш урожай»и т. п. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме)
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов: «Подбери по слову», «Продолжи описание», «Экологическая сказка» «С какой ветки детки?» и т. д.
Творческие игры природоведческого содержания – игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Нельзя оставить без внимания также подвижные игры природоведческого содержания. В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, имитируя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваивают знания о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей: «Караси и щука», «Солнышко и дождик», «Мышеловка», а так же игры малой подвижности, такие как «Море волнуется»
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.