Наталья Кнестикова
Критерии готовности ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность,беззаботность,погруженность в игру сменяются жизнью,наполненной множеством требований, ограничений:теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться,чётко соблюдать режим дня,подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни.
Публикация «Критерии готовности ребёнка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Младший школьный возраст(6-11 лет)называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет ещё много детских качеств:легкомыслие,наивность,взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении,у него появляется другая логика мышления. Ученье для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения,но и новый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка,весь уклад его жизни.
Приоритетные цели,которые пытаются реализовать в школе :
1. целостное гармоничное развитие личности школьника;формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
2. становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности:умением принимать учебную задачу,определять учебные операции,производить контроль и самоконтроль,оценку и самооценку.
3. формирование готовности к самообразованию.
Ребёнок поступающий в школу должен уметь :
- использовать свои знания в нестандартных ситуациях;
- способность приобретать знания,желание выполнять любую задачу творчески;
- осознавать своё незнание,находить причину сделанной ошибки.
Уровень готовности ребёнка к школьному обучению складывается прежде всего из готовности детей к новым видам деятельности:
а)уметь слышать,понимать и решать учебную задачу;
б)усваивать большой объём инструктивной информации и учебный материал;
в)ориентироваться в классе,тетрадях и учебниках;
г)уметь слушать и говорить (развитие коммуникативной деятельности и фонематического слуха)
Ведущей деятельностью дошкольника является игра,но не развлекательная,а познавательная,в процессе которой развиваются воображение,память,мышление. Поэтому игра,как ведущая деятельность детей дошкольного возраста- один из показателей готовности к школе.
Начальный период обучения вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребёнка. Маленький человек находится в состоянии ожидания:предстоит что-то очень значительное и притягательное,но пока ещё неопределённое.
Главное,что необходимо ребёнку,- положительная мотивация к учению. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире,сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира,планировать свою деятельность ( при выполнении знакомых действий:обслуживание,труд,рисование и т. д. ,осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми,достаточно развитая мелкая моторика рук.
Для успешного вхождения в школьную жизнь,для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью,умение договариваться (устанавливать правила,распределять роли,умение управлять и быть управляемым. Ребёнок активно осваивает " мир вещей" (познавательную и предметную практическую деятельность) и " мир людей" (нормы человеческих взаимоотношений).Всё это необходимо будущему первокласснику.
Критерии готовности ребёнка к школе : это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов,в особенности воображения как интегральной психологической характеристики,определённый уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости.
Здоровый ребёнок,у которого есть желание учиться,который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями,- это самый успешный первоклассник.