Ирина Сапраненко
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОO
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по результатам тематической проверки:
«Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОO»
На основании годового плана в соответствии с приказом от «О проведении тематического контроля» с целью изучения состояния работы в ДОО по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников, в период с г. была проведена тематическая проверка в дошкольных группах детского сада комиссией в составе: заведующего (Ф. И. О, старшего воспитателя (Ф. И. О, медсестры (Ф. И. О).
Тематический контроль включил в себя:
анализ условий и предметно-развивающей среды ДОО;
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОO» размещена в разделах
изучение планирования, документации;
изучение организации образовательного процесса;
анализ взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В ходе тематической проверки выявлено:
Содержание образовательного процесса по ФК, выстроено в соответствии с рабочей программой, основной общеобразовательной программой МБДОУ, которая включает реализацию программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методического пособия Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду».
Документация по планированию соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей, ведется регулярно, на момент контроля находилась на рабочем месте и в заполненном состоянии.
Изучение календарного планирования воспитателей свидетельствует о том, что ежедневно планируется утренняя, дыхательная, зрительная гимнастика, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми, направленная на отработку необходимых двигательных навыков в соответствии с целями ООД. Подвижные игры планируются при организации ООД, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей. Недостаточно планируются спортивные игры, на что воспитателям следует обратить внимание.
Диагностика физического развития ведется в соответствии с требованиями и сроками программы. Диагностические карты по физическому развитию на момент проверки были заполнены на начало учебного года.
Главным условием для эффективной физкультурно-оздоровительной
работы является соответствующая развивающая предметная среда в ДОО. По итогам обследования развивающей предметно-пространственной среды были сделаны сле-дующие выводы: в ДОУ созданы оптимальные условия для организации работы по укреплению здоровья воспитанников и обеспечения их двигательной активности в течение дня: спортивный зал, медицинский и процедурный кабинеты, соответствующая мебель. В групповых комнатах имеются центры двигательной активности, оборудование и инвентарь которых подобраны с учетом возрастной адресованности, эстетических и гигиенических требований. Размещение и хранение пособий соответствует требованиям рациональности и доступности, соблюдается техника безопасности. У воспитателей имеются атрибуты для подвижных игр, спортивные инвентарь для игр с прыжками, игр с бросанием, ловлей, метанием. В наличии имеется выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке. В группах не достаточно физкультурного оборудования для проведения корригирующих упражнений,профилактики плоскостопия, спортивных игр.
Физкультурный инвентарь используется по назначению и периодически меняется с учетом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение помещений для образовательной деятельности по физической культуре соответствуют санитарным требованиям и нормам. Окна в спортивном зале защищены решетками. Во всех возрастных группах мебель подобрана по росту детей, есть соответствующая маркировка на столах и стульях. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность. Помещения, участки и игровые площадки содержатся в чистоте и порядке.
Во всех возрастных группах оформлены картотеки подвижных игр, гимнастики после сна, дыхательной и зрительной гимнастики.
Требуется дополнительное оснащение игровых площадок и спортивного зала необходимым оборудованием (мячами, скакалками, гимнастическими палками, массажными ковриками, оборудованием для спортивных игр).
В ДОО реализовывается программа оздоровления детей «Здоровый малыш!», которая учитывает проблемы сохранения здоровья детей, отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы показал, что во всех группах реализовывается система физкультурно-оздоровительных мероприятий :
утренняя гимнастика: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное – в спортивном зале;
организованная двигательная деятельность – 3 раза в неделю, один раз на свежем воздухе;
физкультурные праздники и развлечения;
ежедневные прогулки длительностью 3-4 часа (зимой при температуре не ниже – 15 С);
дыхательная и зрительная гимнастика;
оздоровительная гимнастика после сна;
закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, босохождение по «дорожкам здоровья»;
использование фитонцидов, по плану профилактической работы;
кварцевание групповых помещений;
санитарно – просветительская работа с родителями и персоналом ДОУ.
При организации закаливающих процедур педагогами учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей –состояние здоровья, физическое развитие. Особое внимание уделяется часто болеющим детям: осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию (более длительно использовались мягкие формы закаливания).
Осуществляется постоянный контроль гигиенического состояния всех помещений ДОУ. Своевременно и систематически проводятся медицинские осмотры детей.
Для повышения эффективности оздоровительных мероприятий в каждой возрастной группе ведутся «Тетради здоровья», в которых воспитатели прослеживают изменение в антропометрических данных, физического развития, группы здоровья. Это обеспечивает дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния.
В ходе проверки было выявлено, что утренняя гимнастика во всех возрастных группах проводится в соответствии с режимом дня под музыкальное сопровождение или бубен. Структура гимнастики соответствует методическим требованиям. Используемые методы и приемы соответствуют возрасту детей. Интерес к гимнастике обеспечивается подбором упражнений с предметами, с учетом имеющихся у них двигательных навыков.
Инструктору по ФК (Ф. И. О, при проведении утренней гимнастики следует своевременно обращать внимание на правильное и четкое выполнение упражнений детьми, в старшей и подготовительной группах использовать показ упражнений детьми.
Просмотр ООД по ФК в дошкольных группах позволил сделать вывод, что занятия проведены методически грамотно, предметно–развивающая среда соответствовала содержанию образовательной деятельности, дети владеют основными двигательными навыками в соответствии с требованиями программы, цели образовательной деятельности были выполнены. Один раз в неделю с детьми младшего, среднего и старшего возраста инструктором по ФК (Ф. И. О) проводится образовательная деятельность по изучению игр с элементами спорта. Следует обратить внимание на общую плотность занятий в старшей и подготовительной группах, в соответствии с возрастными особенностями детей.
При просмотре образовательной деятельности по ФК было выявлено, что не у всех детей имеется спортивная форма и обувь. Воспитателям следует обратить внимание на наличие спортивной формы и обуви у детей, которая должна быть удобной, безопасной, не стеснять движений. По данной проблеме воспитателям следует проинформировать родителей.
Наряду с образовательной деятельностью проводятся физкультурные праздники и развлечения, но не регулярно, на что инструктору по ФК следует обратить внимание.
Просмотр гимнастики после сна по группам на момент проверки показал, что гимнастика проводится во всех возрастных группах регулярно. Воспитателям (Ф. И. О) следует обратить внимание на соблюдение структуры гимнастики (упражнения в постели, босохождение по массажным коврикам, дыхательная и корригирующая гимнастика); в младших группах комплексы бодрящей гимнастики подбирать игрового характера в соответствии с возрастом детей; в старшей и подготовительной группе при проведении гимнастики после сна следует привлекать к показу упражнений детей.
Формируя навыки здорового образа жизни, воспитатели (Ф. И. О) проводят валеологические беседы, направленные на расширение знаний детей об особенностях своего организма, о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека.
Просмотр организации подвижных игр показал, что воспитатели (Ф. И. О) регулярно и умело организовывают подвижные игры на прогулке, умеют занять позицию «играющего партнера». Воспитатели прививают детям навыки самостоятельной организации игр, следят за соблюдением правил игры, учат выбирать ведущих, используя считалки. У детей старшего и среднего возраста формируются навыки самоорганизации подвижных игр. Поведение детей в играх в основном доброжелательное, они справедливо распределяют роли, отзывчивы.
Воспитатели младших групп (Ф. И. О) организовывали игры в соответствии с возрастом детей и согласно программе («Воробышки и автомобиль», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», активно применяли разнообразные игровые приемы, которые давали возможность раскрепоститься застенчивым детям, способствовали развитию физических качеств, положительных эмоций. Воспитателям следует регулярно использовать при организации подвижных игр атрибуты.
Сотрудничество педагогов ДОО с семьей - одно из важных
направлений воспитательно-образовательной деятельности в воспитании детей. В ДОО проводится санитарно-просветительская работа с родителями по вопросам соблюдения режима дня детей, организации полноценного и рационального питания, профилактики различных заболеваний, оздоровления детей.
Важной формой организации работы с родителями является наглядная педагогическая информация, включающая в себя ряд материалов, характеризующих оздоровительные аспекты развития ребенка: папки-передвижки, буклеты, ширмы (по темам «Если хочешь быть здоров-закаляйся!», «Одежда ребенка на прогулке», «О здоровье всерьёз», «Личная гигиена ребёнка», «Здоровый малыш!» и др.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
в целом работа педагогического коллектива ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности детей и реализации образовательной области «Физическое развитие» ведется планомерно, целенаправленно и систематически. Предметно - развивающая среда позволяет решать в комплексе оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. Физкультурно-оздоровительная работа организуется по следующим направлениям:
•развитие двигательной активности посредством физкультурных занятий, подвижных, спортивных и игр-развлечений на воздухе, а также в разных видах деятельности в режиме дня ДОУ;
•формирование необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни с помощью бесед, наблюдений, решения проблемных ситуаций, игровых задач, связанных со сбережением здоровья;
•охрана и укрепление психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников, достигаемые за счет создания комфортной среды в группах, недопущения психологических и физических перегрузок;
•гигиеническое воспитание детей и родителей, направленное на пропаганду здорового образа жизни;
•профилактические мероприятия.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех групп обращать внимание на системное и регулярное проведение оздоровительных мероприятий согласно режиму.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели (Ф. И. О, медсестра (Ф. И. О).
2. Воспитателям провести работу с родителями по наличию у детей облегченной одежды для образовательной деятельности по физической культуре.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели (Ф. И. О, медсестра (Ф. И. О, инструктор по ФК (Ф. И. О).
3. Продолжать пополнять развивающую предметно-пространственную среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели (Ф. И. О, медсестра (Ф. И. О, инструктор по ФК (Ф. И. О).
4. Регулярно использовать атрибуты при проведении подвижных игр.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели (Ф. И. О).
5. Регулярно проводить спортивные праздники и развлечения согласно плану
Срок: постоянно
Ответственный:инструктор по ФК (Ф. И. О, воспитатели (Ф. И. О).
Ознакомлены:
Инструктор по ФК___ (Ф. И. О).
Воспитатели:___ (Ф. И. О).
медсестра___(Ф. И. О)
Заведующий МАДОУ:___ (Ф. И. О).