Ирина Прокофьева
Организация двигательной деятельности на прогулке, как фактор реализации двигательного режима
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.
Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим и психическим здоровьем.
Публикация «Организация двигательной деятельности на прогулке, как фактор реализации двигательного режима» размещена в разделах
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения. Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость лёгких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. И, конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создаёт хорошее настроение.
Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития детей.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное развитие физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Понятие двигательной активности.
Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни, это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и организации физического воспитания.
Структурные компоненты двигательной активности
Рассмотрим структурные компоненты двигательной активности. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурным занятиям в зале и на улице. Второе – это работа в режиме дня, такая как, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, динамические паузы. И третье место занимает активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, день здоровья.
Остановимся на структурных элементах двигательной активности :
1. Физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
2. В режиме дня :
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика включается в режим раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в помещении (в зависимости от условий).
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические качества – силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и др.
Физкультминутки.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика после сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.
Младший возраст.
Задача воспитателей – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности в групповой комнате целесообразно иметь разнообразный комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря.
Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.
В старшем возрасте.
Для самостоятельных занятий детей рекомендуется оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях.
3. Физкультурные праздники и развлечения.
Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.