Папки-передвижки

Организации работы по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Комарова Екатерина
Организации работы по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

По мнению академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прош л». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно - исследовательская деятельность.

Публикация «Организации работы по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая по программе Н. В. Вераксы «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие» есть раздел, знакомство детей с познавательно – исследовательской деятельностью, поэтому с сентября 2022 года раз в неделю во вторую половину дня мною велась познавательно – исследовательская деятельность «Исследовательская лаборатория «Любознайка».

На первом, подготовительном, этапе в летний период изучила и подобрала методическую литературу, составила план работы на учебный год, оформила картотеку опытов, изготовлены кейсы по темам: «Волшебница вода», «Береги природу», лепбуки, оборудована экспериментальная лаборатория.

На втором, практическом этапе, работа началась со знакомства детей с оборудованием и материалами исследовательской лаборатории «Любознай –ка» и их назначением.

Организацию познавательно – исследовательской деятельности строю с уч том возрастных возможностей детей. В ходе опытов дети знакомятся со следующими признаками: «влажность», «температура», «звук», «запах», «вкус», «вес», «материал». Дети учатся понимать связь между свойствами материалов, из которых изготовлены предметы с представлениями о том, как человек использует эти свойства в своих целях.

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми была распределена по трё м взаимосвязанным направлениям:

Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений); были проведены такие опыты как «Высаживание семян гороха и фасоли, «Расти, расти лучок», «Сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок»

Неживая природа (опыты с песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, «Растворение веществ в воде», «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели», «Загадочная вода», «Угадай что получилось», «Тайны воздуха», «Прикосновение мороза»

Мир материалов (знакомство детей с деревом, с некоторыми свойствами бумаги). Такие опыты как «Сравнение бумаги», «Вода и бумага», «Поющая бумага», «Что плавает, что тонет»

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым развиваю у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Для поддержания интереса к познавательно – исследовательской деятельности некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а также просят помочь в решении каких-либо задач.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без проявления у детей познавательной активности.

Поэтому во время познавательно - исследовательской деятельности использую информационно-коммуникационные технологии: просмотр на ноутбуке электронных презентаций «Волшебница вода», интерактивных, флеш игр «Природа вокруг нас», «Хочу стать знатоком природы!», «Друзья природы», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы».

Детям намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране ноутбука с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь.

Для стимулирования познавательной активности в самостоятельной деятельности детей используются тематические лэпбуки «Вода», «Береги природу» и «Узнай-ка».

Все это способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности, способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

В качестве обмена передовым опытом с коллегами мною были реализованы следующие мероприятия:

- Составлена консультация «Организация уголка экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей».

- Разработан буклет : «Технология исследовательской деятельности», который помог педагогам отследить усложнение содержания опытно-экспериментальной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей;

- Проведен мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий», с его помощью воспитатели узнали, как с помощью ИКТ можно вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Был обобщен опыт работы по теме : «Инновационный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» в форме презентации он был представлен коллегам на педагогическом совете. Так же проведен открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми на тему «Волшебница водица».

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Нельзя забывать, что много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Поэтому мной привлекались родители к совместной работе по данному вопросу.

По результатам запросов родителей были разработаны буклеты : «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.

Для повышения родительской компетентности были подготовлены консультации, рекомендации на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях (правила для родителей)»;

«Маленькими шагами в удивительный мир!»;

«Экспериментируйте, играя»;

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Было проведено родительское собрание в форме мастер-класса на тему «Мы познаем мир. Игры-эксперименты для дошкольников», целью которого было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития опытно-исследовательской деятельности детей.

В родительском уголке постоянно действует рубрика «Игротека маленького исследователя», где родителям предложены различные формы проведения совместных с детьми элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Родителям было предложено провести дома с детьми элементарные опыты и принять участие в фотовыставке «Экспериментируем дома». Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.

Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Такое взаимодействие с родителями увеличило интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью. В ходе реализации данной работы у детей повышается активность и интерес.

В заключении считаю, что единственная возможность научить ребенка, жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать легкий путь познания, а помочь найти, свою пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Литература:

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2014

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2013

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2014

4. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

5. Материалы Интернет-сайтов.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организации работы по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2023 в 13:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организации работы по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Комарова Екатерина (УИ 2834145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД