Минеева Юлия Александровна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство поддержки детской инициативы и развития познавательной активности
▼ Скачать
Слайд 1.
Существенную роль в развитии познавательной активности старшего дошкольника играет опытно-экспериментальная деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, в процессе которого, происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания».
Слайд 2.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство поддержки детской инициативы и развития познавательной активности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мною была поставлена цель – создание условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса и познавательных действий у старших дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
развитие собственного познавательного опыта детей путем включения их в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
поддержание у детей познавательной мотивации на основе партнерских отношений взрослого с детьми, а также самостоятельной деятельности;
организация развивающей предметно-пространственной среды посредством создания в группе научной мини-лаборатории;
вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, с целью повышение их компетентности в вопросе организации и проведении совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Слайд 3.
В начале учебного года я разработала перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников по следующим направлениям:
- живая природа (характерная особенность сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов);
- неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, космос);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, свойства материалов).
При выборе темы соблюдались следующие правила:
Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Затем создала картотеку опытов и экспериментов, содержащую практический материал с усложнением и учитывающая возрастные особенности детей. Данная картотека разбита по следующим тематическим блокам:
с различными источниками света;
с различными материалами (человек, рукотворный мир);
с почвой;
с водой и снегом;
с воздухом;
со звуком;
с магнитами и. т. д.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности детей реализуется в двух направлениях:
- совместная партнерскую деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей, организованная в мини-лаборатории и на прогулке.
В связи с тем, что проведение любого опыта и эксперимента является мини-исследованием, мы старались придерживаться определенного алгоритма деятельности :
1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
2. предположение возможных вариантов решения проблемы;
3. выбор материала и оборудования, размещение в зоне исследования;
4. осуществление эксперимента;
5. анализ, обобщение и фиксация результатов эксперимента.
На каждом из этапов построение образовательного процесса шло на основе партнерских отношений, позволяющих создавать у детей положительные эмоции, а значит формировать познавательный интерес и активность.
Слайд 4.
При постановке задачи исследования дети учились видеть и выделять проблему, которая в зависимости от проблемной ситуации могла быть выдвинута двумя способами:
1. Я как педагог создавала проблемную ситуацию, которая приводит к открытию каких-либо закономерностей, например:
в форме приглашения к необязательной, непринужденной деятельности : «Давайте сегодня…», «Сегодня я буду, кто хочет, присоединяйтесь…»;
в форме проблемного вопроса: «Где быстрее наступит весна?» (при проведении экспериментов со льдом и снегом для установления зависимости изменений в природе от сезона)
в форме мотивации личной заинтересованности – сделать то, что интересно (в рамках проведения опытов с песком, мы предложили детям сделать красивые вазы из цветного песка, в качестве подарка от нашей группы педагогам на выпускной вечер, но для начала необходимо было уточнить свойства песка);
Слайд 5.
2. Проблема была сформирована самими детьми:
При этом в силу того, что дети дошкольного возраста непосредственны и активны и познавать могут только то, что им действительно интересно, то иногда проблема, поставленная ребенком, могла не входить в тематический план. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел взрослый (при проведении с детьми дидактической игры «Угадай на вкус», на подносе остался нарезанный картофель, который полежал и принял фиолетовый оттенок, ребят очень заинтересовало, почему же картофель поменял цвет – так стало возможным проведение эксперимента, который доказывал, что в состав картофеля входит крахмал).
Слайд 6.
При проведении опытов с водой, дети вполне четко смогли предположить, что сахар и соль растворятся в теплой воде быстрее, чем в холодной, а растворение карамельки, песка и монетки стало необходимым проверить. Какими бы ни были гипотезы детей, мы выслушивали и учитывали все предложения.
Заключительным этапом любого эксперимента было подведение итогов и формулирование выводов. При обсуждении результатов любого эксперимента для максимального приближения к ситуации круглого стола детям разрешено было свободно перемещаться для того, чтобы посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Слайд 7.
Выводы и результаты опытов и экспериментов мы фиксировали графически в индивидуальных журналах для опытов. Фиксация результатов позволяла обобщить полученные результаты, а кроме того, если эксперименты долгосрочные, способствовала фиксации определенных закономерностей процесса. Так, например, при проведении эксперимента по выращиванию урожая лука на подоконнике, мы смогли зафиксировать изменения, происходящие за весь период выращивания урожая в виде зарисовок в таблице по датам его изменения.
Слайд 8.
В группе при совместной помощи родителей и детей был организован безопасный, содержательно насыщенный уголок опытно-исследовательской деятельности «научная лаборатория «Гномики»», обеспечивающий широкий выбор дел по познавательным интересам и позволяющий каждому ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Дети с нескрываемым интересом самостоятельно экспериментировали с природными материалами, пользуясь при этом лупами, магнитами, пинцетами, мензурками сосудами с отверстиями, бросовым материалом.
Слайд 9.
Семьи воспитанников активно принимали участие в исследовательских проектах: «Почему у елки колкие иголки?»; «Сколько профессий у дерева?», оказывали помощь ребятам при поиске информации и материалов для экспериментирования.
В группе мы обсуждали результаты, проведенных дома опытов совместно с родителями, дети «заражались» друг от друга общей увлеченностью и творческой активностью. Благодаря участию родителей в данной работе у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистента, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательной активности.
Слайд 10.
Вывод: В целом, созданные условия в нашей группе по организации опытно-экспериментальной деятельности способствовали поддержке детской инициативы и развитию познавательной активности воспитанников.