Ирина Краснощекова
Опыт социального партнерства детского сада с представителями иных сфер деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как в плановых специально планируемых в рамках социального партнерства акциях, так и ситуативно.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
• воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
Публикация «Опыт социального партнерства детского сада с представителями иных сфер деятельности» размещена в разделах
• растить свободного гражданина (субъекта истории, общества);
• развивать творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.
Одной из функций учреждений образования является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что дошкольные образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микро социуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Наше дошкольное учреждение на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует с депутатом Думы Великого Новгорода. Сотрудничество детского сада и представителя городской Думы основывается на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов и осуществляется с целью:
расширения кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности детского сада (экскурсии, выставки, спортивные соревнования);
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, с представителями разных профессий;
воспитания уважения к труду взрослых;
привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу МАДОУ.
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, города и т. д. ;
определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;
разработка методических материалов для реализации данных проектов;
разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
Третий этап - заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
проведение анализа проделанной работы;
определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с представителем Думы Великого Новгорода привело к положительным результатам. Улучшилось состояние материально-технической базы дошкольного учреждения: в нескольких помещениях вставлены стеклопакеты, приобретена копировальная техника, что немаловажно для такого комбината, как дошкольное учреждение, восстановлены теневые навесы, систематически на территорию детского сада завозятся песок для игр детей и земля для благоустройства территории.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.