Елена Лысова
Опыт работы по формированию описательных умений у старших дошкольников на основе продуктов их изобразительной деятельности
▼ Скачать +Заказ
«Опыт работы по формированию описательных умений у старших дошкольников на основе продуктов их изобразительной деятельности»
Дошкольное детство — это очень короткий отрезок в жизни человека, но оно имеет огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Опыт работы по формированию описательных умений у старших дошкольников на основе продуктов их изобразительной деятельности» размещена в разделах
В настоящее время в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область «Речевое развитие». Это означает, что речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В дошкольных образовательных учреждениях имеется богатый опыт развития речи дошкольников. Однако, как показывает практика, не во всех видах деятельности воспитатели уделяют достаточно внимания развитию речи.
Между тем, в современной практике дошкольного образования одним из основополагающих принципов является принцип интеграции. Интеграция подразумевает гармоничное объединение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс, а также взаимопроникновение всех естественных для дошкольников видов деятельности, что обеспечивает достижение более высоких результатов в развитии и воспитании детей.
В частности, интеграция изобразительной деятельности с речевой позволяет успешно решать задачи речевого развития дошкольников. Сама по себе изобразительная деятельность невозможна вне речевого сопровождения. На занятиях по изодеятельности создаются благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. Дети знакомятся со словами, обозначающими названия предметов, их внешние признаки, действия, которые производят предметы или можно производить с предметами. В продуктивной деятельности речь имеет практическую направленность. В процессе обсуждения предстоящей деятельности, ее этапов, выбора способов действий, дети учатся работать по плану, выраженному в слове, то овладевают планирующей функцией речи. Кроме того, анализ детских работ способствует развитию связной диалогической и монологической речи.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов, в частности текстов-описаний. Мы предположили, что использование продуктов изобразительной деятельности детей позволяет более эффективно решать задачи формирования у них описательных умений.
В период с 20.05.2023г. по 17.05.2023г. в рамках исследования нами была организована работа в старшей группе МДОУ «Детский сад №5 «Умка» г. Саратова по формированию описательных умений у дошкольников на основе продуктов их изобразительной деятельности. Для этого мы использовали этап анализа детских работ на занятиях по изодеятельности.
Прежде чем приступить к анализу, мы давали детям время рассмотреть работы, обсудить их. Далее детям предлагались разные формы анализа:
1. Найти самые интересные рисунок/поделку и описать его.
2. Описать свой рисунок/поделку (самоанализ).
3. Описать рисунок/поделку, которую выбрала воспитатель.
4. Описать любую понравившуюся работу.
5. Предлагали двум детям рассказать о работе друг друга.
Мы использовали продукты изобразительной деятельности воспитанников для формирования у них описательной речи не только непосредственно на занятиях по изодеятельности на этапе анализа, но и в последующей работе - на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе, ориентируясь на возраст детей и с учетом методики.
Отметим, что детей заинтересовал способ составления описаний на основе продуктов изобразительной деятельности, особенно своих собственных. В процессе анализа работ на занятиях по изодеятельности, воспитанники проявляли эмоциональную включенность, желание составлять рассказы, преодолевали робость, застенчивость. Дети охотнее и значительно легче подбирали слова для составления описательных рассказов по своим рисункам/поделками, чем при работе с готовыми сюжетными/предметными картинами художников, традиционно предлагаемыми на занятиях по развитию речи. Так же мы обратили внимание, что воспитанники группы в процессе свободной деятельности возвращались к своим поделкам/рисункам, обсуждали их друг с другом. Кроме того, собираясь домой, показывали родителям свои рисунки и поделки и рассказывали о том, что изображено.
Таким образом, можно говорить о том, что использование воспитателями продуктов изобразительной деятельности детей расширяет педагогический инструментарий и способствует эффективной реализации задач по формированию описательных умений у старший дошкольников.
Данные, полученные нами в результате исследования, могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций.