Светлана Сизых
Опыт работы по познавательному развитию детей посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по познавательному развитию детей посредством логико-математических игр
Воспитателя 1 КК
Сизых Светланы Ивановны
МДОУ «Журавушка»
П. Невон
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по познавательному развитию детей посредством логико-математических игр.
Новизна опыта заключается в реализации педагогической технологии логико-математических игр с целью развития элементов логического мышления дошкольников.
Публикация «Опыт работы по познавательному развитию детей посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа мной ведется на протяжении трех лет и строится как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
Для достижения планируемых результатов были поставлены задачи:
1. Формировать у дошкольников логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация, конструктивные способности.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в логико-математические игры, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
3. Повышать успешность учебной деятельности детей к школе и педагогическую компетентность родителей в данном направлении.
В соответствии с поставленными задачами в группе создана предметно- развивающая среда. Изготовлены материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей : пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением, классификацией, обобщением.
С этой целью широко применялись различные наборы логико-математических игр, классифицируемые по цели применения:
• Игры на объемное моделирование: «Уголки», «Сложи узор». С помощью этих игр можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
• Игры на трансформацию, трансфигурацию: «Змейка», «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб». В процессе игровой деятельности гармонично развивается у детей эмоционально-образное и логическое начало, формируются базисные представления об окружающем мире, математических понятиях, развитие мелкой моторики.
• Игры на освоение счета: «Счетные палочки Кюизенера». При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращается на различение по цвету и размеру и на установление зависимости: цвет — длина — число.
• Игры на выявление свойств: игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами включает разнообразные комплекты: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», развивают у детей мыслительные операции, творческие и познавательные способности.
• Игры на плоскостное моделирование (головоломки) : «Танграм», «Чудо - крестики», «Чудо-соты», «Геоконт», «Математический планшет».
• Развитие произвольности, планирования позволили более широко применить игры с правилами - шашки, шахматы.
Также представлена в группе картотека задач-шуток, ребусов, лабиринтов, логических упражнений, схемы-бродилки. Дети очень активны в восприятии данного материала, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
Хотелось бы подробнее рассказать о математическом планшете, который является прототипом «Игровизора» Воскобовича.
«Математический планшет» - это интеллектуальный тренажер. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.
В играх с интеллектуальным тренажером развивается мелкая моторика рук, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути ее решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребенок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.
По результатам наблюдений можно сказать, при использовании логико-математических игр у детей развивается умение рассуждать, мыслить логически, дошкольники быстро учатся выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, производить логические операции. Игры улучшают понимание учебной или практической задачи, выбор пути и средства решения, дети лучше контролируют себя и произвольно управляют своим поведением.