Ирина Мишакова
Конспект занятия «Опиши предмет»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Тема «Опиши предмет»
Программное содержание. Совершенствовать умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно- следственные связи между предметами.
Обучающие задачи. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов; упражнять в умении описывать отдельные предметы: цвет, форму, основные части, размер, материал, назначение.
Публикация «Конспект занятия „Опиши предмет“» размещена в разделах
Развивающие задачи. Закреплять умение различать овощи и фрукты, правильно их называть, знать место произрастания, формировать сенсорные представления. Развивать мышление, логику.
Воспитательные задачи. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Связная речь. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, учить слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Словарь: овощи (морковь, лук, капуста, свекла, фрукты (яблоко, апельсин, виноград, лимон, корзина.
Материал и пособия: две корзины с муляжами овощей (морковь, помидор, свекла, лук, капуста) и фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон); карандаши, лист бумаги.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов и овощей, чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима, сюжетно- ролевая игра «Магазин овощей».
Индивидуальная работа. Активизировать Никиту и Милу при ответе на вопросы.
Ход
Дети играют в группе и заняты своим делом, в это время раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Кто же это может быть? (открывает дверь, за ней стоит кукла). К нам пришла в гости кукла. Спросим, как её зовут?
Дети: Как тебя зовут?
Воспитатель: Я кукла Маша. Принесла вам корзины.
Дети с воспитателем проходят в игровую комнату.
Воспитатель: Сколько корзин принесла кукла Маша?
Дети: Две корзины принесла кукла Маша.
Воспитатель: Что лежит в корзине у куклы Маши?
Дети: В корзине есть овощи и фрукты.
Воспитатель: (изображает плач куклы). Она забыла, что овощи, а что фрукты. Поможем Маше разложить все по корзинам.
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Маша принесла с собой чудо мешочек, в котором лежат овощи и фрукты. Попробуем их различить на ощупь.
Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел («Я нашел морковку», затем показывает овощ (фрукт) детям. Если овощ был назван правильно, педагог оставляет его на столе, при этом ребенок должен сказать, куда следует положить предмет — на тарелку или в вазу. (Если ребенок ошибся, овощ кладется обратно в мешочек.) Дети рассматривают овощ, определяют его цвет, форму. «Вот какую чудесную морковку нашел Никита,— говорит педагог и уточняет,— она какая?» («Длинная и толстенькая, оранжевая»,— хоровой ответ и 1—2 индивидуальных.)
Воспитатель: Кукла Маша говорит «Спасибо ребята за то, что помогли разложить фрукты и овощи» (от лица куклы). Ребята, покажем кукле Маше, как растут овощи на грядках?
Физкультминутка (Е. Тарлапан)
Овощам на грядках от жары не сладко.
(жест в сторону - показать грядку, вытереть «пот» со лба)
Огурцы, чтоб не завянуть
Сок с трудом из стеблей тянут.
(«нарисовать» в воздухе огурец, «потянуть» стебли в сторону)
Рассердясь, на солнце в ряд
Перцы красные горят.
(Погрозить пальцем, показать солнце,
Потереть щёчки, жестом показать всполохи пламени)
А горох кричит, слабея:
«Жарко! Ох! Дождя б скорее!»
(Соединять поочерёдно большой пальчик с остальными,
вытереть «пот» со лба, поднять руки к небу)
Воспитатель: Молодцы ребята! Что-то еще в корзине у куклы Маши есть (смотрят). Листочки, а на них загадки. Ребята внимательно слушайте, а кукла Маша будет проверять, правильно ли вы отгадали загадки.
Малоподвижная игра «Отгадай загадку и найди отгадку»
(правильный ответ дети находят в корзине с овощами)
1. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук).
2. Весь в пупырышках, зелёный,
Он и свежий, и солёный
Очень вкусный - удалец
Наш хрустящий (огурец).
3. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? (Свёкла)
4. И зелен, и густ,
на грядке вырос куст
Покапай немножко:
под кустом…картошка.
5. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочней (помидора).
Воспитатель: (от лица куклы) Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А еще у меня в корзине есть карандаши, фломастеры и раскраски с изображением фруктов. Какие фрукты вы знаете?
Дети: яблоко, груша, лимон, апельсин.
Дети на выбор берут карандаши или фломастеры, раскрашивают любой понравившийся фрукт.
Воспитатель (от лица куклы): Мне понравилось с Вами играть. А с какими овощами мы играли? А фрукты, какие раскрашивали?
Воспитатель: Пора кукле Маше домой уходить. До свидания кукла Маша.
Дети: До свидания.
Кукла Маша уходит за дверь. Вдруг опять стук. Открывают дверь, а там, в корзине настоящие яблоки – подарок от куклы Маши.
Литература
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Интернет-ресурсы
1. http://eti-deti.com
2. http://www.logolife.ru