Алина Лапина
Конспект открытой образовательной ситуации «Огород на окне» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной ситуации
«Огород на окне» с использованием интеллектуальных карт Тони Бьюзена
(старший подготовительный дошкольный возраст)
Интеграция образовательных областей :
- познавательная: развитие интеллекта; внедрение в практику технологии проектирования;
- социально — коммуникативная: развитие коммуникативных компетенций;
Публикация «Конспект открытой образовательной ситуации „Огород на окне“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Огороды на подоконнике
- Осторожно, открытые окна. Консультации
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- речевая: развитие связной речи;
- художественно — эстетическая: развитие творческих способностей;
- физическая: развитие потребности в двигательной активности
Задачи:
Образовательный аспект :
- развивать познавательные интересы детей, стимулировать саморазвитие личности ребенка через освоение практического применения мыслительных карт Тони Бьюзена;
- развивать логическое мышление и психические процессы: память, образное восприятие предметов и явлений, воображение;
- развивать грамматического строя речи, обогащать активный и пассивный словарь (агроном, аптекарский огород, условия
Воспитательный аспект:
-формировать навыки сотрудничества в коллективе, команде, малой группе;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование здорового образа жизни через воспитание культуры питания;
-воспитание ценностного отношения к труду людей, работающих в агрохозяйствах;
Творческий аспект:
- стимулировать сотворчество в художественно-эстетической деятельности;
Здоровьесберегающий аспект:
-удовлетворение потребности в двигательной активности.
Оборудование: проектор, ноутбук, глобус, авторская презентация «Огород на окне», интеллектуальная карта с использованием метода Тони Бьюзена; фломастеры, карандаши, пазлы для игры «Овощи»; овощи натуральные для игры «Угадай по вкусу»; огород на окне в группе детского сада, календарь природы, костюм инопланетянина, «медальки агрономов» (для рефлексии).
Предварительная работа:
-посадка «огорода на окне», длительные наблюдения за ростом и развитием рассады, ведение «календаря огорода»; детские зарисовки этапов роста и развития растений;
- изучение особенностей роста и развития растений;
-чтение специальной литературы: В. Бианки. «Синичкин календарь. Март. Апрель. Май.»; Л. Скребцова. «Домашний садик. Лекарство в цветочных горшках» и др., детских энциклопедий, просмотр мультфильмов, рассказы из личного опыта педагогов и детей;
- беседы о здоровом питании, употреблении в пище витаминов;
- серия опытов по выращиванию рассады и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит «космическая музыка.», дети в группе наблюдают «огород на окне». - В группу влетает Инопланетянин (в руках глобус). «Облетает» группу, рассматривает детей.
И: Здравствуйте! Меня зовут космонавт ЛУЧИК. Как вас зовут? Скажите все вместе (дети отвечают хором). Вот и познакомились.
Я прилетел к вам с планеты «Зеленая горошина». Моя планета маленькая, но зеленая, и мы везде ищем друзей, тех, кто любит и выращивает зеленые насаждения. У меня к вам задание -изучить, что растет на вашей планете.
Только я не знаю, как называется ваша планета? (ЗЕМЛЯ);
- какая форма планеты Земля? (КРУГЛАЯ);
-(смотрит на глобус) - значит у меня уменьшенная модель вашей Земли, как же называется эта модель? - ГЛОБУС.
-Спасибо, теперь буду знать. ;
- Ребята, подскажите и покажите, пожалуйста, в каком месте земли я приземлился? (дети показывают - это Россия, наш северный край называется - Мурманская область, город Кола).
И: Спасибо, как интересно! Я не случайно к вам залетел, увидел из космоса много солнца и решил, что у вас тоже растет много зелени. А оказалось - кругом еще много снега. И растения выросли только. ой забыл это слово. Прошу подсказку. Садитесь (садятся за столы) -помогайте!.
2. Беседа с ММП.
1 слайд: ребус (дети отгадывают слово ОГОРОД)
И: Ваши растения растут на огородах. Какие бывают огороды? У меня много картинок, только я не могу в них разобраться! Помогайте.
2 слайд -огород овощных культур.
-Что здесь растет, ребята? (картофель, свекла, лук.) Это овощи, значит, огород можно назвать как? - ОВОЩНОЙ.
- Здесь растут растения, которые лечат. знаете такие? (ромашка, календула, шалфей, мята, ландыш, пустырник и много, много других) и называется этот огород -АПТЕКАРСКИЙ;
И: Вы знаете, как называют людей, которые помогают выращивать большие огороды?
Это АГРОНОМЫ. Давайте повторим это слова. Молодцы! На слайдах мы видели большие поля и огороды, а у вас совсем маленький (показывает) Разве такие бывают?
Р: Бывают. Наш огород называется «Огород на окне». Лучик, ты заметил, что мы живем на севере. К нам долго не приходит лето, поэтому мы выращиваем зелень на окне.
И: ребята, а может, и другие есть места, где будет расти огород? Пока я летал вокруг Земли, я видел много интересных мест! Я их сфотографировал. Смотрите!
Слайд: - Что это? (вулкан). Здесь можно вырастить огород?
Дети: нет, когда вулкан извергается, лава сжигает все вокруг. Здесь ничего расти не будет и здесь очень опасно.
Слайд: - океан. Тогда вот здесь.
Дети: нет, Лучик, и здесь ничего не вырастет, в океане вода соленая, почвы нет и воздуха мало.
Слайд: - пустыня. Ну здесь-то будет расти, здесь столько солнца!
Дети: и в пустыне ничего не вырастет, здесь слишком жарко и нет воды.
И: (обиженно) То жарко, то холодно. То много воды, то мало. Совсем вы меня запутали. Я устал, давайте поиграем.
Физминутка.
Мы пойдем на огород.
Мы пойдем на огород (шаг на месте)
Что там только не растет (развести руки в стороны,
Огурцы сорвем мы с грядки (срывают.)
Помидоры с кожей гладкой (показывают)
Толстая репка засела в землю крепко (покачать корпусом справа, слева) Длинная морковка (руки вниз, соединить ладони)
От нас укрылась ловко (присесть, закрыть голову руками)
Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали - посмотри! (разводят руки в стороны).
З. Работа с мыслительной картой.
И: Ребята, я согласен вырастить маленький огород! Научите меня этому полезному делу?
-Дети :ДА!
И: тогда приступим, чтобы лучше все запомнить, я даже нарисовал на большом листе огород и тропинки к нему. Посмотрите. (Достает карту, вывешивает на стенд)
И: Что надо подготовить, чтобы посадить огород? Кто умеет читать? На тропинке написано : УСЛОВИЯ. (первая тропинка)
Дети: нужна земля
И: принесите рисунки земли, прикрепите на карту. Дальше что?
Дети: вода (прикрепляют, тепло. как можно нарисовать тепло? (Солнышком)
И: Есть земля, вода, тепло. Что дальше? Откуда возьмется растение? (нужны семена).
И: вы знаете, какие бывают семена?
Дети: разные. Мы рисовали. (Прикрепляют на вторую тропинку)
И: посмотрите, какие еще бывают семена. СЛАЙД Можете нарисовать на нашей карте и другие семена. (Подрисовывают семена разной формы и цвета)
И: здорово получается. Только я все равно не понимаю, как из семечка вырастет растение.
И: давайте поиграем. Игра «Путаница» (на слайде несколько картинок с частями растений, дети должны определить, в какой последовательности растут растения, и рассказать об этом).
И: Посадили семечко, оно дало корешок, потом появился росток, листок, стебелек и в самом конце вырос плод. (прикрепляем картинки к тропинке РОСТ -третья тропинка)
И: да, не просто вырастить огород. Может быть, у вас есть предметы- помощники? Я подобрал инструменты для работы на огороде, но какие нужны точно, не знаю. Игра «Что лишнее» (ММП) (контейнеры, грабли, лейка, спецодежда.) Давайте найдем.
И: у вас есть рисунки инструментов? заполняем тропинку ИНСТРУМЕНТЫ - (четвертая тропинка).
Молодцы! Давайте еще отдохнём!
Физминутка.
Удивляемся природе.
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (потягивания, руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива (потягивания - руки в стороны.)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного. (потягивания - руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
И: посмотрите на тропинки. Мы с вами обсудили условия выращивания растений, узнали новые сведения о разных семенах, подобрали инструменты для работы на огороде, а теперь вспомним, что же выросло на нашем огороде, что еще может вырасти.
Я вам приготовил игру в пазлы. Делимся на две команды (считалкой.) Подходим к столам. Необходимо собрать все пазлы и показать всем, что выросло на огороде. Начинаем.
- Саша, расскажи, какой овощ ты собрал? Огурец - что ты о нем можешь рассказать? (Зеленый, длинный, сочный, вкусный, полезный.)
- Дима - лук, какой он? (тоже зеленый, горький, у него много перышек, можно порезать лук в суп.) и еще 1-2 ребенка.
И: молодцы, давайте найдем рисунки овощей и зелени с вашего огорода, прикрепим на карту (пятая тропинка). Я вам приготовил еще картинки с другими овощами, которые могут вырасти на огороде, на дачах.
У кого есть дачи?. Молодцы, прикрепляйте овощи на карту.
И: Интересная получается карта. Ребята, где же мамы берут овощи, которые еще не выросли на огороде. Например, картошку, капусту. Ведь овощи полезно кушать каждый день.
Дети: мы ходим с мамой в магазины, на рынок и покупаем там полезные продукты.
И: ну что ж, заполним еще одну тропинку. (у меня есть фотографии магазинов, рынков., выбирайте)
И: замечательно! Многое вы знаете. но сейчас ни за что не отгадаете мою загадку. Вот посылка от моего друга, в ней тоже овощи! Но какие, полагаю очень необычные. (предположения детей.)
И: нет, нет, нет. попробуйте разгадать еще один ребус, тогда посылка откроется (по первым буквам отгадываются названия экзотических овощей).
Вот такие необычные продукты растут в других странах.
-Картофель фиолетовый (растет в Америке - показать на глобусе.)
- Чайот, или мексиканский огурец (он умеет «прыгать». таким образом разбрасывает семена, размножается)- (растет в Мексике. показать.)
- разноцветная капуста -(растет в Англии- показать.)
И: интересно? Еще очень многое вы можете узнать, если захотите быть знатоками природы.
И: напоследок хочу предложить вам вкусную игру «Угадай по вкусу.» (за маленькой ширмой на блюдцах разложены кусочки вареных овощей (на зубочистках) : морковь, картофель, свекла, помидор, огурец, редис, лук, чеснок, укроп.).
Детям по очереди завязываю глаза и даю попробовать овощ. Определить по вкусу и назвать.
И: Молодцы! Для чего нужны овощи? Будете кушать их каждый день? (да) Я дарю вам карту, чтобы она помогала вам в работе на огороде.
4. Итог занятия: И: Вы большие молодцы! Я оставляю вам нашу познавательную карту, которую мы создали. Теперь я знаю, как надо и для чего выращивают огороды, и расскажу всем на моей планете. Спасибо вам.
Рефлексия.
И: Ребята, у мня на подносе смайлики -как будто это наши «маленькие агрономы». Здесь есть веселые агрономы, и грустные, и равнодушные. Какого вы себе выберите на память о нашей встрече, такого и заберите с собой. (дети выбирают, одевают медальки.)
Спасибо, веселых много. и это самое главное. до свидания.