Алёна Хисамутдинова
Исследовательский проект «Огород круглый год» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
БМАОУ СОШ №29
«Школа на твоём берегу»
Старшая группа «Звёздочки»
Воспитатель: Хисамутдинова А. О.
Старопышминск, 2019
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : педагоги, дети, родители группы.
Срок проведения: февраль, март, апрель, май
Актуальность темы.
Публикация «Исследовательский проект „Огород круглый год“ в старшей группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научать наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально - личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей, сделают ребенку собственную мини-грядку.
Цель: Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
Обучающие:
- формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородами культурами;
- учить ребенка оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации;
Посадка растений.
«Растения – живые организмы».
- Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.
- Развивать такие качества, как сопереживание и сочувствие живому организму при нарушении целостности.
- Уточнять представление о процессе посадки и выращивании лука и крупных семян, его цели и компоненты: инструменты и материалы, трудовые действия.
- Ведение в словарь детей слов-глаголов, характеризующих трудовые действия.
Гипотеза: нужно ли растениям солнце.
П: Развитие исследовательской деятельности детей на основе проращивания луковиц на солнышке и в затемненном месте. К. : Развитие диалогической речи, использование согласованных слов и словосочетаний (прилаг-сущ., глагол-сущ.) Опыт с детьми: одно растение растет на солнышке, другое накрыто колпачком.
Наблюдение за ростом растений.
Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Прививать навыки заботливого отношения растениям, желание о них заботиться.
На основе сравнительного анализа подвести детей к выводу, что без воды растение погибнет.
Устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием жив. организма (я полью растение – оно будет расти и радовать всех) Опыт с детьми: одно растение не поливать в течение нескольких дней. Сделать выводы, что с ним будет? Как можно «вылечить» растение?
Гипотеза: «Зачем растению корень?»
Подвести детей к пониманию назначений основных органов и частей растений: корень всасывает воду и служит опорой растению.
Опыт с детьми: посадка лука в стеклянной банке. Наблюдение за ростом корней и водой в банке
«Мы посеяли горох, оказался он неплох!»
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (семена укропа и гороха). Пояснить детям, что от величины семя не зависит количество выращенных растений. Из горошины вырастит только горох, а из семечки укропа не вырастит петрушка.
Знать и называть слова, обозначающие органы и части растений: корень, стебель, листья.
Рассказывание детей об уходе за проросшими огородными культурами дома.
Приготовление «Витаминного салата» с использованием выращенного урожая
Реализация проекта.
Всю свою работу мы разбили на этапы:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, укроп, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к позновательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.
2. Провели беседу с детьми, где выдвинули гипотезу «Растения – живые?»
На земле живут взрослые и дети. Как вы думаете, дети растут? А взрослые? А растения?
А как это можно доказать? Чем отличается живое от не живого?
По каким признакам мы узнаем, что это живой? Без чего не могут существовать живые организмы (в пищи, в воздухе, в тепле, в воде, они растут, не статичны)
Сравнительный анализ комнатного цветка и деревянной мебели.
5. Чтение сказок: «Вершки и корешки»
И стихотворений: Ю. Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла»,
6. Загадывание загадок об овощах.
7. Провели дидактические игры: «Овощи-фрукты»,
8. Провели беседы: «Роль солнца, воды и воздуха в жизни и росте растений».
9. В помощь родителям провели консультации.
Консультация для родителей «Сделайте грядку на подоконнике»
«Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений на подоконнике. Выращивать следует то, что быстро растет «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы показать, как нужно посадить, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям. Каждый раз нужно не только наблюдать, но и зарисовывать. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что изменилось. Рисовать можно на 4 или 5 бумажных квадратиках. Ребенок раскрасит каждый квадратик в свой цвет. Каждую неделю будет зарисовывать. Таким образом, получаются рисунки, на которых отображено развитие растения. В конце вы можете предложить ребенку срезать зелень лука в суп, а рисунки останутся! По ним ребенок может рассказать, как рос лук. В зимнее время на подоконнике можно высадить корнеплоды свеклы, несколько долек чеснока, петрушки, моркови. Ребенок не только трудится, поливая растения, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному можно есть овощи.
Итоговое мероприятие.
Как только стали подрастать зеленые перышки на наших луковицах мы с удовольствием ели их во время обеда. Дети с удовольствием ухаживают за растениями, ведут дневник наблюдений, где зарисовывают изменения роста.
Итоги проекта.
Итогами проведения проекта «Огород круглый год» стало оформление огорода на окне. Дети проявляют интерес к росту овощей, цветов, и ждём, когда цветочки «поедут» в клумбы на участок.