Калина Рагимова
«Обычаи осетинского народа». Исследовательская работа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«МБДОУ Детский сад №11 г. Беслан»
Обычаи осетинского народа
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Рагимова Калина Рамизовна.
2022год
Осетины- народ, живущий на Кавказе,потомки алан. Основное население Осетии : республика Северная Осетия –Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семье языков. Осетины в основном двуязычны (двуязычие –осетино-русское, реже-осетино-грузинское или осетино-турецкое).
Публикация «„Обычаи осетинского народа“, Исследовательская работа» размещена в разделах
К древнейшим обычаям,порожденным родовым строем, относится гостеприимство и куначество осетин. Эти обычаи бытовали и удругих горских народов Северного Кавказа и имели много сходных черт. Прием гостя на Кавказе-вообще явление важное,официозное и очень ответственное. А у осетинского народа гостеприимству отведена особая роль в системе традиционного общения.
Гостеприимство- особенность осетинского народа,важнейшая народная традиция,уходящая корнями соблюдением правил и порядка вглубь веков. Наряду с гостеприимством у осетин существовал обычай куначества, именовавшийся хъунахъ (кунак,лыман (друг, хион уазаг (свой гость).Куначество,передававшееся из поколение в поколение,издавна имело широкое распростронение у осетин и ближайших их соседей –грузин,ингушей, балкарцев, кабардинцев.
Некоторые правила осетинского застолья :
-Все то, что считается неприличным для любого застоглья. не принято и за осетинским столом.
-Стол-святое место. За ним нельзя сквернословить,ругаться,злословить.
-За одним столом в Осетии не садились де и внук,отец и сын,дядя и племянник,тесть т зять,родные братья. Нарушаяя этот обычай,младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
-Курение за столом-проявление неуважения к окружающим.
Традиционная кухня осетинского народа складывалась в течении долгого времени. Главный ее образующий фактор –кочевой образ жизни первоначальных жителей данного региона, предков осетин-алан. Характерной чертой осетинского стола до сих пор является торжественное преподношение почетного бокала определенному, лицу или группе людей. В этом обычае отражен быт предков осетин. Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога. Только после первого бокала можно начинать трапезу. В основе системы питания местных жителей лежат блюда из мяса, которое чаще всего готовится в походном казане и приправляется острым соусом на основе сметаны. Широко распространено в самой Осетии приготовление сыра и лепешек с начинкой (хычин, эти продукты пользуются большой популярностью и за пределами края. На праздники в Осетии и сегодня для вознесения первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему часто наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд - «баганыйы къус» До сих пор при передаче почетного бокала за столом осетины строго придерживаются определенных правил. Получивший нуазан имеет право передавать его другому лицу только с разрешения старшего. В старину у равнинных осетин гость не имел права уехать, пока хозяин дома не преподнесет ему свой (бокал для гостя).
В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура.
Есть несколько видов танцев:
массовый танец /симд/, парные танцы (тым-был кафт и др.,
медленный танец (хонг кафт,
мужской сольный танец на носках (рог кафт).
Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (ф ндыр, используются и струнные музыкальные инструменты. На языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками.
В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Всех их описать в данном проекте нет возможности. Поэтому ниже перечисляются праздники, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей.
Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.
Куадзан (пасха) - один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния.
Нобгон - новый год по старому стилю - один из любимых осетинами праздников — приходится на 12-14 января.
Доныскафан (праздник черпания воды) -справляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше
ПУСТЬ НИКОГДА НЕ СМОЛКНЕТ ЧАРУЮЩИЙ ЗВУК ОСЕТИНСКОЙ ЛИРЫ И ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА В ВАШИХ ДОМАХ!