Обухов Сергей Александрович
Обучение индивидуальным приёмам учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при игре в волейбол
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении.
В тактической подготовке можно выделить 3 этапа. Первый направлен на развитие специальных качеств и способностей, второй – на формирование практических умений в процессе обучения технике, на третьем этапе проис-ходит обучение тактическим действиям – индивидуальным, групповым и ко-мандным в нападении и защите.
Формирование практических умений начинается ещё с подготовитель-ных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наибольшего выражения в упражнениях по технике, в учебных иг-рах и на соревнованиях.
Публикация «Обучение индивидуальным приёмам учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при игре в волейбол» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Волейбол для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Темочки
Сущность тактической подготовки отражена в её задачах:
1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры на соревно-ваниях.
2. Формировать практические умения в процессе обучения техническим при-ёмам.
3. Обеспечить высокую степень надежности технических приёмов игры в сложных игровых условиях.
4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
5. Совершенствовать тактические умения с учётом игровой функции волей-болиста в команде.
6. Формировать умения, эффективно использовать технические приёмы и тактические действия в зависимости от условий: а) состояние партнеров, б) противника, в) внешних условий.
7. Развивать способности к быстрым переключениям в действиях – от напа-дения к защите и наоборот.
8. Изучать команды противника, их технический арсенал, тактическую и во-левую подготовленность.
9. Изучать передовую тактику ведущих команд.
Разумеется, что решать такие задачи можно, только применив разно-образные методы и средства. Ведущее место занимают упражнения по такти-ке: индивидуальные, групповые, командные и двусторонние игры, контроль-ные и календарные игры, глубокое знание по тактике волейбола. Кроме того, большое значение имеют упражнения для развития быстроты и ориентиров-ки, на скорость переключения с одних действий на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (повыше-ние степени надежности и гибкости навыков).
Постепенно переходим к обучению индивидуальным тактическим дей-ствиям в нападении. Индивидуальные тактические действия служат тем мо-стом, который соединяет технику и тактику в учебно-тренировочном процес-се и составляет основу тактического мастерства волейболистов. В индивиду-альную тактику в нападении входят действия без мяча (выбор места) и с мя-чом (при второй передаче, подаче, нападающем ударе).
Обучение индивидуальным тактическим действиям при передаче.
Задачи: развитие специальных качеств и содействие формированию умений в процессе подготовительных упражнений.
С помощью подготовительных упражнений у учащихся с умственной отсталостью развивают : быстроту реакции (на двигающиеся объекты, раз-дражители и т. д., быстроту ответных действий, быстроту перемещения, наблюдательность, ориентировку в пространстве, пользоваться боковым зрением и другие качества, которые обуславливают своевременность выбора места для первой и второй передачи и создают благоприятные условия для определения направления второй передачи (умение видеть игроков своей команды и противников). Незаменимы здесь специально подобранные по-движные игры и эстафеты.
Из упражнений в первую очередь выделяют те, в которых выполняют-ся задания в ответ на сигналы. Учитывая специфику игры, в качестве сигна-лов используют различное положение мяча (поднимание, опускание, подбра-сывание и т. д.). В зависимости от сигнала учащиеся выполняют определен-ные действия. Наличие выбора действий составляет ценность этих упражне-ний. Кроме перемещений в качестве ответных действий выполняются броски и ловля набивных мячей, прыжки с доставанием подвешенного мяча и др. По мере изучения отдельных видов упражнений применяется их сочетание.
Воспитание тактических умений в процессе подводящих упражнений.
Известно, что подводящие упражнения применяются при обучении технике игры. Тем не менее, им можно придать тактический характер, если включить в них элемент выбора действия или в ответ на сигнал, или по рас-положению предметов. Это и будет начальная стадия формирования такти-ческих умений в процессе обучения технике. Главным при этом остается обу-чение технике.
В пример привожу некоторые упражнения:
1) Во время перемещения различными способами имитация второй переда-чи в ответ на сигнал: стоя на площадке, в прыжке, с последующим напа-дением.
2) Передача мяча после перемещения и остановки: а) вверх, вперёд; б) над собой; в) назад; г) после поворота – по сигналам выбор способа переме-щения и остановки, а также направления передачи.
3) Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, который меняет своё месторасположение.
4) Подбрасывание мяча над собой и передача его вверх-вперёд или назад, в зависимости от сигнала (учащийся стоит в третьем номере, а тренер за сеткой).
Воспитание тактических умений в процессе упражнений по технике.
Задача: повышение качества степени надёжности навыка второй пере-дачи.
Привожу в пример некоторые упражнения:
1) У сетки (в 3 или 2 зоне) чередование передач, различных по высоте и различных по высоте и расстоянию в соответствии с сигналами.
2) То же, что упражнение 1, но из глубины площадки (зоны № 6).
3) Передача вперёд или назад (по сигналу за сеткой).
4) Чередование передач мяча в прыжке в ответ на сигналы или в соответ-ствии с траекторией полета. Передачи над собой и наблюдение за партне-ром (двумя, тремя). В зависимости от партнеров изменить высоты пере-дачи над собой или передача в определённом направлении.
5) Передачи в парах и наблюдение за партнерами. В зависимости от их дей-ствий выполнить ответное действие при передаче (над собой, на свобод-ное место).
6) Передачи через сетку на точность (стоя и в прыжке) по заданию (по зо-нам).
7) Передачи в мишень на стене, одновременно наблюдая за партнером (раз-вивать боковое зрение).
Обучение индивидуальным тактическим действиям при подаче.
Подача – единственный элемент, при выполнении которого всё зависит от самого волейболиста. Именно с этих позиций подача активно использует-ся как средство нападения. Успех обеспечивают два фактора: техническое выполнение подачи и выбор места – направления (в игрока со слабым приё-мом, вышедшего с замены игрока, выходящего с задней линии, между игро-ками).
Воспитание тактических умений в процессе подготовительных и под-водящих упражнений.
1) Учащиеся с набивными мячами в руках у стены (или в парах). В ответ на определенный сигнал бросок мяча снизу и сверху, стоя лицом и боком в направление броска.
2) Броски набивного мяча из-за лицевой линии, через сетку (нижний край не закреплён) в ответ на сигнал – на точность.
3) Во время перемещения различными способами имитация основных видов подач.
4) По сигналу – подача в заданную зону на точность.
Воспитание тактических умений в процессе упражнений по технике.
Цель упражнений по технике – повышение надежности навыка подачи основными способами при высокой точности. Тактический характер упраж-нений передается посредством заданий (по способу и направлению) и в ответ на сигнал.
Примерные упражнения:
1) Чередование способов подачи, подача на силу и точность.
2) Отдельно подача на точность полёта (по зонам).
3) Подача между игроками, находящимися в зонах 1 – 6, 6 – 5 и т. д.
4) Упражнения на переключение деятельности (прыжки, бег, метание) после выполнения задания на точность.
Обучение индивидуальным тактическим действиям при нападающих ударах.
Задачи: формирование практических умений в процессе подготови-тельных и подводящих упражнений.
Примерные упражнения:
1) В парах, один с набивным мячом (в 1 кг). Прыжок в верх и замах из-за головы двумя руками, после чего бросок вверх вперёд или вниз с силь-ным заключительным движением кистями.
2) То же, но бросок мяча через сетку вверх вперёд.
3) Бросок двумя руками через сетку перед собой или влево (вправо) с пово-ротом туловища.
4) Во время перемещения различными способами в ответ на сигнал – ими-тация нападающего удара, обманного удара.
5) То же, но после имитации нападающего удара идёт имитация «откидки» или «скидки».
6) То же, но сильная «скидка» или обманное движение, в зависимости от то-го, прыгает противник на блок или нет.
Воспитание тактических умений в процессе упражнений по технике.
Тактические умения достигаются за счёт чередования способов напа-дающего удара и ответных действий на сигнал. Например: 1) серия напада-ющих ударов различными темпами в обозначенный участки площадки (по зонам); 2) чередование нападающих ударов с обманными скидками, откид-ками; 3) нападающий удар против одного блока (когда известно, какое направление закрыто); 4) то же против группового блока.