Татьяна Дюрягина
Обучение детей старшего дошкольного возраста анализу литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья отражает значение художественной литературы для развития детей дошкольного возраста. Автор описывает алгоритм организации анализа художественных произведений, основываясь на методике Журавлевой Н. М.
Ключевые слова: литература, анализ, доступность.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста анализу литературных произведений» размещена в разделах
Художественная литература зарекомендовала себя в качестве действенного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Кроме того, огромнейшее значение она имеет и в развитии речи детей. Погружая в вымышленный мир, художественное произведение заставляет ребенка волноваться, переживать, воспринимать как свои все эмоции главных героев.
Очень важно при этом научить детейпроизводить элементарный анализ содержания литературного произведения. Дети старшего дошкольного возрастауже способнысознательно и мотивированно оценить персонажей. Они искренне сопереживают героям, тщательно следят за развитием сюжета, способны сопоставить события, описанные в произведении, с событиями из личного опыта.
Стоит отметить, что анализ литературного произведения довольно трудоемкий, но при этом весьма интересный процесс. Наиболее эффективными при этом являются приемы ТРИЗ-технологии.
Перечень литературных произведений для чтения детям представлен в Основной образовательной программе. Организуя работу по анализу произведения, необходимо соблюдатьопределенные условия:
- использовать хорошо знакомые детям тексты;
- не затягивать занятие, оно должно быть коротким и динамичным;
- организуя занятие, целесообразно использовать двигательные паузы, театрализованные этюды (превращение в героев, повторениеих действий, итд).
Особое внимание отводится предварительной работе:
- необходимо выразительно прочитать детям литературное произведение,
- можно обыгрыватьего, используя игрушки или разыграв этюд;
- использовать прием моделирования проблемной ситуации.
Начиная работу над текстом, в первую очередь необходимо поставить задачи. Далее создать у детей мотивацию к анализу произведения. Обучая детей анализу литературного произведения, мы опираемся на алгоритм, предложенный ЖуравлевойН. М. :
- выделение героев произведения;
-определениекачеств его характера;
-определение целей героя произведения, характеристика его действий;
- определение причин, мешающихдобиться цели;
- формулирование совета герою.
Стоит отметить, что дети гораздо лучше откликаются на те произведения, сюжет которых способен захватить их, вызватьглубокие переживания за персонажей.
Обучение детей элементарному анализу литературных произведений – важная составляющая воспитательно – образовательного процесса. В процессе систематической работы в этой направлении дети начинают больше интересоваться художественной литературой, учатся осмысливать и делать выводы о прочитанном. Так прививается любовь к чтению
Список информационных ресурсов:
1. АкуловаО. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественнои литературы. – М. : «Детство-Пресс», Сфера, 2012.
2. АлексееваМ. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : «Академия», 2000.
3. Гербова, В. В. Приобщение детеи к художественнои литературе. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.