Татьяна Дюрягина
Обучение детей старшего дошкольного возраста анализу литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья отражает значение художественной литературы для развития детей дошкольного возраста. Автор описывает алгоритм организации анализа художественных произведений, основываясь на методике Журавлевой Н. М.
Ключевые слова: литература, анализ, доступность.
Художественная литература зарекомендовала себя в качестве действенного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Кроме того, огромнейшее значение она имеет и в развитии речи детей. Погружая в вымышленный мир, художественное произведение заставляет ребенка волноваться, переживать, воспринимать как свои все эмоции главных героев.
Темочки:
Очень важно при этом научить детейпроизводить элементарный анализ содержания литературного произведения. Дети старшего дошкольного возрастауже способнысознательно и мотивированно оценить персонажей. Они искренне сопереживают героям, тщательно следят за развитием сюжета, способны сопоставить события, описанные в произведении, с событиями из личного опыта.
Стоит отметить, что анализ литературного произведения довольно трудоемкий, но при этом весьма интересный процесс. Наиболее эффективными при этом являются приемы ТРИЗ-технологии.
Перечень литературных произведений для чтения детям представлен в Основной образовательной программе. Организуя работу по анализу произведения, необходимо соблюдатьопределенные условия:
- использовать хорошо знакомые детям тексты;
- не затягивать занятие, оно должно быть коротким и динамичным;
- организуя занятие, целесообразно использовать двигательные паузы, театрализованные этюды (превращение в героев, повторениеих действий, итд).
Особое внимание отводится предварительной работе:
- необходимо выразительно прочитать детям литературное произведение,
- можно обыгрыватьего, используя игрушки или разыграв этюд;
- использовать прием моделирования проблемной ситуации.
Начиная работу над текстом, в первую очередь необходимо поставить задачи. Далее создать у детей мотивацию к анализу произведения. Обучая детей анализу литературного произведения, мы опираемся на алгоритм, предложенный ЖуравлевойН. М. :
- выделение героев произведения;
-определениекачеств его характера;
-определение целей героя произведения, характеристика его действий;
- определение причин, мешающихдобиться цели;
- формулирование совета герою.
Стоит отметить, что дети гораздо лучше откликаются на те произведения, сюжет которых способен захватить их, вызватьглубокие переживания за персонажей.
Обучение детей элементарному анализу литературных произведений – важная составляющая воспитательно – образовательного процесса. В процессе систематической работы в этой направлении дети начинают больше интересоваться художественной литературой, учатся осмысливать и делать выводы о прочитанном. Так прививается любовь к чтению
Список информационных ресурсов:
1. АкуловаО. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественнои литературы. – М. : «Детство-Пресс», Сфера, 2012.
2. АлексееваМ. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : «Академия», 2000.
3. Гербова, В. В. Приобщение детеи к художественнои литературе. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.