Кристина Буторина
Обучающая игротека как прием активизации познавательной деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Буторина Кристина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 4,
г. Невьянск.
«Обучающая игротека, как прием активизации познавательной деятельности младших школьников»
«Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Обучающая игротека как прием активизации познавательной деятельности младших школьников» размещена в разделах
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т. е. творческого в широком смысле этого слова.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и ежедневные уроки.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков в начальной школы.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Целью данной работы является обобщить опыт педагогической деятельности, по использованию игр в процессе обучения как важнейшего фактора формирования и актуализации познавательной деятельности.
Задачи:
- Изучить особенности игровых технологий.
- Апробировать на практике использование игровых технологий на уроках в начальной школе.
- Обобщить опыт использования игровых технологий в начальной школе.
Объект исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках.
Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке.
Гипотеза: предположим, что использование игровых технологий на уроках в начальной школе является эффективным способом активизации познавательной деятельности младших школьников.
Посмотрите на слайд ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).
Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).
В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируется соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший – учебно – профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребенка.
И поэтому, для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
А что же может быть занимательнее, чем игра? Игра для ребят младшего школьного возраста это – учёба, труд и серьёзная форма воспитания.
Игра держится на трех китах:
- Содержание ( Нужно ответить на вопросы: Чему учить? Во что играть)
- Цель (Зачем учить? Зачем играть)
- Механика (Как учить? Как играть)
Поэтому, плодотворное сотрудничество учителя и ученика возможно при определенном условии. При каком? Давайте поиграем и узнаем. Игровой прием «Соберем пазлы».
«Учиться не заставляют, а увлекают».
Задания в занимательной форме позволяют способным ученикам раскрыть и активизировать свои способности. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Каждый урок требует чего-то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой.
Возникла проблема как вовлечь, чем заинтересовать, ведь учеба - это серьезный труд.
Для решения данной проблемы я искала ответ на вопросы:
1. Какие игровые технологии существуют?
2. Как правильно использовать игру в уроке?
3. Какие универсальные учебные действия развивают дидактические и познавательные игры?
Согласно классификации Германа Константиновича Селевко, педагогические технологии различаются на:
Игровые
Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Программированное обучение
Диалогические
Творческие
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
Мы поиграем в игру «Шифровальщик», которую можно использовать как на уроке русского языка, так и окружающего мира.
В бессмысленный набор букв вставлены слова. В этой таблице спрятаны слова, требуется отыскать их.
1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.
2. Игры должны соответствовать возрасту, т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.
3. В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.
4. Необходимо соблюдать умеренность.
Я использую игры и игровые приёмы на уроках обучения грамоте и чтению, математики, русского языка, окружающего мира. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнить задание. Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
Скучный, казалось бы на первый взгляд словарный диктант, можно превратить в увлекательное путешествие по стране «Орфография».
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Орфография».
А вот, на чём мы с вами будем передвигаться, вы узнаете, отгадав загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет.
(Корабль)
Запишите слово корабль в тетрадь.
(картинка корабля)
Посмотрите, какой красивый у нас корабль.
А из чего же он сделан? Посмотрите на буквы и подберите слово: ж….л….з…
А, что мы должны сделать, чтобы отправиться в путешествие на корабле? (купить проездной илбет (билет)
А, где можно купить билет? (в кассе)
Где касса находится?
Ну вот мы с вами купили билет и готовы к путешествию… Наш корабль отправляется от пристани ровно в…. (в этом слове 1десяток и 2 единицы – во сколько? (двенадцать) часов дня.
Билет куплен, время знаем, пора отправляться на корабль.
Нас встречает капитан, в ярко-синем …
Чтобы скуке не поддаться -
Ярче нужно одеваться!
Чтоб идти к матросам в трюм,
Я надену свой …. (костюм)
Вот мы и на корабле. Как мы теперь называемся?
LhпjsаvkсLsсwNаQZжLjиZsр – найдите только русские буквы…
- Какое слово получилось? (пассажир)
Прочитайте все слова, которые у вас получились? Что это за слова?
Сделаем взаимопроверку, поменяемся листочками.
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
Дети учатся видеть, слышать, рассуждать, такие игры требуют умственной активности. Помимо проверки грамотности развивают находчивость, смекалку, логику у учащихся.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.
Игры и игровые задания дидактического характера я применяю по всем предметам:
Игры и игровые задания на уроках русского языка:
Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» применяю игры: «Вставь пропущенные буквы», «Найди ошибки в написании», «Словесная гибкость», игры с применением ИКТ, игры на индивидуальных карточках «Составь текст».
На уроках математики: «реши цепочку», «засели домик», различные виды загадок. Например, игра «Загадка». Отгадав загадку, дети повторяют тему «Состав двузначного числа».
На уроках литературного чтения: «Отгадай героя сказки?»,
«Сочини последнюю строчку», «Перевёртыш» и многие другие.
Использую кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках математики и окружающего мира, русского языка и литературного чтения, как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют их по изучаемой (изученной) теме.
Многие дидактические игры и упражнения носят интегрированный характер: так, например, на уроке литературного чтения и математике можно использовать упражнения с числами, примерами.
На уроках обучению грамоте, я использую прием моделирования букв. Детям с удовольствием, моделируют изученные буквы из пластилина. Для развития мелкой моторики рук, добавляю прием «Укрась букву» (для этого используется бисер).
Результативность
Игра формирует:
коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Мною был проведен опрос «Отношение к игровой деятельности на уроках». Было опрошено 27 человек-ученики начальных классов. На вопрос, нравится ли играть на уроках 100% ответили «да». На каких уроках тебе хотелось бы играть,100% ответили на всех, но предпочтение было отдано литературному чтению и окружающему миру.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использование игровых технологий :
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации познавательной деятельности и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
Таким образом, Первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся. А самое главное, данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Свое выступление хочется закончить словами известного педагога- новатора Василия Александрович Сухомлинского:
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Всем желаю творческих успехов!