Тарчокова Фатима
Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из интересных и важных тем для работы педагогов - тема “Общение как социально-психологический феномен”. Эта тема всегда является актуальной в педагогической среде. Общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека.
Публикация «Общение как социально-психологический феномен, Значение общения в жизни человека» размещена в разделах
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. При этом общение может быть ориентировано на решение деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей : профессионально-деловой, общественной культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, области искусства и т. п., в сфере личностных отношений.
Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты:
1) восприятие людьми друг друга;
2) понимание людьми друг друга;
3) отношения людей друг к другу;
Значение общения в жизни человека.
Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению появилось человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.
Общение имеет в формировании человеческой психики одно из ведущих значений. Оно оказывает влияние на развитие и становление разумного и культурного поведения личности. Осуществляя активное общение с развитыми личностями, человек сам превращается в личность.
Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете. Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне. Например, случаи с так называемыми «людьми-маугли», которые были лишены человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. У таких личностей все системы организма развивались нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми.
У некоторых людей порой возникает боязнь общения с окружающими людьми. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.
Особенно велика роль общения в детстве. Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые в последствии преобразуются и усложняются. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности.
Главная особенность развития общения детей раннего возраста это то, что оно осуществляется только с помощью взрослых.
Последовательность развития навыков общения ребёнка :
- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;
- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;
- стимулирование интереса к окружающим людям.
Развитие эмоциональной сферы ребё нка раннего возраста осуществляется воспитателем с помощью следующих методов и приемов:
Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.).
Игры, способствующие развитию эмоций.
Психогимнастика.
Упражнения на подражание, инсценировки, этюды.
Музыкальные игры, потешки, песенки
Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т. п.
Обыгрывание новых игрушек.
Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций.
Элементы релаксации.
Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.
Методы развития потребности в общении, интереса к окружающим, формирования позитивного отношения к детям и взрослым:
Рассматривание фотографий детей, беседы, например «Мои друзья».
Моделирование ситуаций.
Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов.
Обучение способам снятия напряжения.
Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок.
Телесно-ориентированные упражнения.
Коллективные развивающие игры.
Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр.
Совместная творческая деятельность.
При дефиците внимания, общения взрослых организм ребё нка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении: упрямство, нарушение сна, заикание, плач.
При достижении ребенком трехлетнего возраста, у него появляется больше потребности в общении, появляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Группа детского сада -это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Задача педагогов - помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться. Эта задача вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Ранние формы общения чаще всего определяют дальнейшее развитие ребенка и влияют на личность, на его отношение к окружающим людям, к себе, и к миру в общем. В том случае если у ребенка будет недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него, скорее всего, возникнут межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить наиболее сложно, а иногда и невозможно. Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться со взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества
С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения.
Т. е., педагог должен:
- владеть знаниями о способностях ребенка;
- обладать развитыми коммуникативными навыками, демонстрировать открытость к общению, потому что его речь является образцом норм и правил человеческого общежития;
- в общении с детьми и коллегами проявлять внимание, тактичность, помощь оказывать ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т. е. выступает в роли партнера.
- уметь планировать предстоящее общение : подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.
- обладать потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивать в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.
Чтобы ребенок рос общительным нужно создавать благоприятный психологический комфорт в коллективе. Это отсутствие агрессии и гиперопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.
Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и «ЗЛО» определять моральную ценность поступка.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.
Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью прогулок, экскурсий и т. п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказывать его об увиденном.
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собственные шишки! Хотелось бы «подстелить соломки» да немного вложить своего ума в его голову, но ребенок почему-то этому сопротивляется.
Как же совместить его право ребёнка на собственный опыт и наш долг взрослых воспитать достойного человека?
1. Дать право на ошибку. Чтобы научиться писать, нужно писать, и никто это сразу не делает без помарок. Пока учишься кататься на велосипеде, приобретаешь немало синяков, и теоретические советы здесь почти не помощники. Так и в общении – у ребенка должно быть право на ошибку.
2. Обсуждать не осуждая. Если вы считаете, что ребенок в общении со сверстником повел себя неправильно, это лишь повод для разговора. Самое главное в обсуждении – диалог.
3. Пример взрослого. Особенно это важно в то время, когда у ребенка закладываются основы социального общения, т е. в дошкольном возрасте.
4. Разговаривать. Иногда для того, чтобы разговор состоялся, нужно проявить инициативу. Беседа располагает к тому, чтобы естественным образом поделиться своими тревогами, радостями и т. п.
5. Игра. Чтобы показать ребенку основы доброжелательного общения, нужно использовать такое мощное средство, как игра.
Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения :
1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.
И ещё несколько советов, которые помогут научить детей общаться и взаимодействовать с людьми в дошкольном возрасте:
1. Старайтесь говорить с малышом выразительно, показывайте ему смысл высказывания выражением лица, руками и голосом.
2. Общайтесь с ребенком красивыми и развернутыми предложениями.
3. Привлекайте внимание к другим детям, ходите в гости или играйте на детской площадке.
4. К 4 годам ребенок понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. Это время сюжетно-ролевых игр.
5. К 5–6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры.
6. Задавайте ребенку открытые вопросы, на которые можно ответить что-то кроме «да» и «нет».
7. Поощряйте ребенка задавать вопросы другим.
8. Всегда внимательно слушайте ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться.
9. Приучайте ребенка здороваться с другими детьми и взрослыми.
10. Обсуждайте прочитанные книги или мультфильмы.
Основываясь на информации, изложенной выше, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.
Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.
Взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой, но это не так. Взрослые являются не только условием для создания детям нормальной жизни, но источникам, двигателем психического развития.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка.
Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т. д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.
Список литературы
1) Смирнова Е. О. Детская психология.
2) Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М. : Просвещение, 1995 г.
3) Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/ А. Б. Добрович. - М. : Просвещение, 1993. - 250с.
4) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения : от года до семи лет. — М., 1996.
5) Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990.
6) Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. — М, 1978.
7) Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск, 1986.
8) Петровский В. А., Виноградова A.M., Кларина Л. М. и др. Учимся об-щаться с ребенком: руководство для воспитателя дет. сада. — М., 1993.
9) Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.
10) Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М., 2000.
11) Формирование взаимоотношений в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. - М. ,