Светлана Калугина
Консультация логопеда «Общение без проблем»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ
(Практические рекомендации логопеда для родителей)
За последние несколько лет в логопедии стали отводить большую роль родителям в развитии речевых и других коммуникативных способностей у детей. Теперь родители больше не являются пассивными наблюдателями: они становятся неотъемлемой частью терапевтического процесса. Это важное изменение роли родителей имеет под собой следующие теоретические основания:
Публикация «Консультация логопеда „Общение без проблем“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Большую часть своей жизни дети учатся общению во время повседневных контактов и взаимодействия с самыми важными людьми в их жизни – родителями (преимущественно – с мамами).
2. У родителей гораздо больше возможностей взаимодействовать со своим ребенком в значимых повседневных ситуациях, чем у логопеда.
3. Родители лучше знают своего ребенка и являются его первым учителем.
Логопед, в случае использования тактики постоянной родительской речевой терапии, обучают родителей использовать конкретные языковые стратегии со своим ребенком во время повседневной деятельности. Эти стратегии мотивируют ребенка общаться и помогают ему развивать более зрелые коммуникативные навыки.
В этом случае отсутствуют структурированные логопедические занятия : «терапия» происходит всякий раз, когда родители и дети вместе, и ребенок учится, обмениваясь информацией обо всех вещах, которые являются наиболее интересными, знакомыми и важными для него. Общение становится естественной частью взаимодействия членов семьи с малышом:
• осуществляется постоянно – в любое время,
• включает в себя общение между ребенком и родителем, а не между ребенком и логопедом,
• включает в себя игры и повседневную деятельность (например, практики во время приема пищи, купания, которые являются знакомыми и значимыми для ребенка,
• может происходить на постоянной основе в комфортной для ребенка обстановке
• является мотивирующим и увлекательным занятием для ребенка.
Научные исследования показали, что коммуникативные навыки у детей значительно улучшаются, когда родители:
• начинают больше взаимодействовать со своим ребенком,
• активно откликаться на каждую попытку ребенка общаться,
• используют технику «детской направленной речи» (рассказывают малышу о том, на что он смотрит или чем заинтересовался, используя упрощенную, ритмичную и мелодичную речь,
• интонационно подчеркивают важные слова в предложении (например, «ты ешь БАНАН!»,
• уточняют произнесенное ребенком (например, ребенок говорит, «ключ». Мама уточняет: «Да, это ключ от машины».
Фактически, контролируемая и направляемая логопедом родительская речевая терапия может быть даже более эффективной, чем занятия только с логопедом, если речь идет об улучшении понимания ребенком языка и грамматики. Родительская речевая терапия приводит к значительному улучшению выразительных навыков (невербальное и речевое общение,понимания, лексики, грамматики, способствует увеличению частоты контактов, в которые ребенок вступает по своей инициативе.