Светлана Ружа
Проект «Основы образовательной робототехники»
▼ Скачать
Оглавление
1. Паспорт проекта
2. Общая характеристика проекта
3. Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
4. Взаимодействие с семьей
5. Ожидаемые результаты
6. Критерии оценки эффективности реализации проекта
7. Бюджет проекта
8. Список литературы
9. Приложение
Цель Развитие творческого мышления и конструктивных способностей посредством Lego-конструктора
Задачи 1. Формировать представление о Lego-конструкторе и его возможностей у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Основы образовательной робототехники“» размещена в разделах
2. Развивать основные навыки сборки моделей и их программирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию творческой активности с помощью экспериментирования у детей.
4. Повысить уровень педагогической компетентности в области образовательной робототехники.
5. Расширить знания родителей о способах творческого мышления и конструктивных способностей воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации
Этапы 1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Целевая группа Подготовительная группа
Ожидаемые результаты 1. Сформированы представление о Lego-конструкторе и его возможностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развиты основные навыки сборки моделей и их программирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развита творческая активность с помощью экспериментирования у детей.
4. Повышен уровень педагогической компетентности в области образовательной робототехники.
5. Расширены знания родителей о способах творческого мышления и конструктивных способностей воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Общая характеристика проекта
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основные сквозные цифровые технологии, входящие в Программу: компоненты робототехники и сенсорики; нейротехнологии и искусственный интеллект; и др. Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.
Безусловно, государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
Поэтому важная задача дошкольного образования сегодня - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Обучение и развитие в ДО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС ДО к организации дошкольного образования.
Но, к сожалению, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.
Выделенный нами недостаток обусловил наличие противоречия и проблемы
Противоречие: между задачей развития творческого мышления и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной успешной работы воспитателя по её решению
Проблема: какие условия необходимо создать для развития творческого мышления и конструктивных способностей посредством Lego-конструктора у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие творческого мышления и конструктивных способностей посредством Lego-конструктора у детей старшего дошкольного возраста
Объект: Развитие творческого мышления и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Предмет: педагогические условия развития творческого мышления и конструктивных способностей посредством Lego-конструктора у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать представление о Lego-конструкторе и его возможностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать основные навыки сборки моделей и их программирования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию творческой активности с помощью экспериментирования у детей.
4. Повысить уровень педагогической компетентности в области образовательной робототехники.
5. Расширить знания родителей о способах творческого мышления и конструктивных способностей воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Сроки реализации Содержание Цель
Подготовительный этап
Апрель - июнь -Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.
-Изучение запросов родителей в вопросах организации дополнительного образования детей;
-Изучение теоретического материала; - Изучение и подбор нормативных документов:
Июнь - сентябрь -Разработка плана мероприятий
совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
-Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов;
-Анализ имеющихся условий, организация начального-материально-техническое обеспечения;
- Подбор и изготовление дидактического материала и пособий (конструктор); - Увеличение числа воспитателей, готовых к внедрению конструирования и робототехники в образовательный процесс;
- Формирование программы дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego
Основной этап
Сентябрь Тема: «Мир Lego»
1. Знакомство детей с терминологией конструктора
2. Занятие по техники безопасности в работе с различным
материалом - Формирование у детей представлений о конструкторе «Lego”;
- Формирование правил работы и техники безопасности при работе с детелями конструктора
Октябрь Тема: «Механизмы»
1. «Танцующие птицы»
2. «Умная вертушка»
3. «Обезъянка — барабанщица» - Обучение детей работе с конструктором «Lego» используя инструкцию, действуя по образцу и самостоятельно;
- Формирование представлений по конструированию и знакомство с
различными наборами конструкторов «Lego» :
Ноябрь Тема: «Звери»
1. «Голодный аллигатор»
2. «Рычащий лев»
3. «Пархающая птица» - Формирование навыков работы с конструктором LEGO WeDo;
- Развитие умений работать по инструкции;
- Изучение процесса движения ременной и зубчатой передачи;
- Развитие интереса к техническим видам творчества:
Декабрь Тема: «Футбол»
1. «Нападающий»
2. «Вратарь» - понимание и использование чисел для выражения продолжительности работы мотора в секундах с точностью до десятых долей;
- Конструирование человекоподобного робота
Январь 1. «Вратарь»
2. «Ликующие болельщики» - Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами;
- Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.