Валентина Ляленкова
Обогащение знаний дошкольников о Великой Отечественной войне посредством интеграции разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 4 «Ласточка»
«Обогащение знаний дошкольников
о Великой Отечественной войне
через интеграцию разных видов деятельности»
Старший воспитатель
Ляленкова Валентина Викторовна
2020 г
Публикация «Обогащение знаний дошкольников о Великой Отечественной войне посредством интеграции разных видов деятельности» размещена в разделах
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину
В рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Но все меньше возможностей становится для общения детей с ее участниками и ветеранами. Поэтому основная работа по ознакомлению детей с событиями ВОВ приходится на воспитателей ДОУ.
Наша задача:
Закреплять и обогащать знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через разные виды деятельности.
Проводя работу по данной теме, педагоги определяют:
•что должны знать дошкольники о Великой Отечественной войне и Дне Победы;
•какие методы, приемы и формы работы использовать, чтобы
сформировать у них эти знания и основы патриотизма;
•каких результатов смогут достичь дети (возможные достижения).
Воспитательно-образовательная работа с детьми по патриотическому воспитанию предусматривает интеграцию разных видов деятельности : игровой, познавательной, коммуникативной, изобразительной, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы. Образовательная деятельность предполагает участие воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда, родителей.
Важно использовать все имеющиеся в ДОО ресурсы: художественную литературу, иллюстрации, тематические альбомы, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, художественно-изобразительные средства, дидактические игры, атрибуты для театрализованной и двигательной деятельности, музейные экспонаты.
Формирование представлений у дошкольников о Великой Отечественной войне - это трудная и кропотливая работа. Она подразумевает осознанное понимание ребнком событий прошлых лет под руководством и при помощи взрослого.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
1. Специальные занятия и беседы, способствующие пробуждению интереса детей к событиям ВОВ;
Педагоги ДОУ нашего проводят занятия и тематические мероприятия. Они направлены на формирование ценностных ориентиров, таких как патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. В саду разработан цикл занятий для детей старшего возраста, викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о войне». Проведена акция «Блокадный хлеб».
В работе с детьми большую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий, использование электронных презентаций помогает познакомить с событиями ВОВ.
2. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголки памяти, мини-музеи);
Мини – музеи включают в себя следующие разделы:
- Художественная литература для детей по военной тематике;
- Альбомы: «Военная техника», «Боевые машины», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны»;
- Иллюстрации по теме «Великая Отечественная война»;
- Коллекция наград;
- Коллекция игрушечной военной техники и оружия.
В музее подготовительной группы помещены грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта.
Важная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причм не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В каждой возрастной группе у нас создан мини-музей или уголок памяти, посвященный 75 –летию Победы в ВОВ. Для активизации этой деятельности был объявлен смотр-конкурс групповых мини-музеев. Победителем стал мини-музей средней группы № 1 «Наша Армия сильна - охраняет мир она».
В музее подготовительной группы помещены грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта. В детском саду был объявлен сбор материала о ветеранах и участниках ВОВ. Собранные материалы размещены на стенде «Они приближали Победу»
3. Различные игры, направленные на закрепление у детей знаний о ВОВ;
В возрастных группах педагоги организуют сюжетно - ролевые игры «Пограничники», «МЧС». При организации досугов проводятся игры –соревнования «Перенеси снаряд», «Перебинтуй раненого» и т. п.
Дети приняли участие в игровой программе «На войне как на войне» мемориального комплекса «Медное».
4. Организация экскурсий к памятным местам и улицам, названным в честь героев ВОВ
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Экскурсии и прогулки дают возможность познакомить детей с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в нашем городе, на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину. Наши воспитанники ежегодно совершают экскурсии к памятникам ВОВ, возлагают цветы.
5. Обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу;
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. В группах проводится чтение книг, рассматривание иллюстраций о ВОВ.
Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее. Ежегодно в детском саду проходит конкурс чтецов. Воспитанники детского сада принимали участие в районном конкурсе чтецов, посвященных 75-летию Победы в ВОВ, в конкурсе «Салют Победы», номинация «Художественное слово» и заняли призовые места.
6. Праздники, досуги, спортивные мероприятия способствующие развивать чувство любви к Родине и гордости за не;
В праздниках и развлечениях сочетаются разные виды творческой деятельности, создается особый патриотический настрой, что очень важно в воспитании патриотизма.
Важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова.
Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д. Тухманова. сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Ежегодно в мае инструктор по физическому культуре проводит спортивно-игровой досуг, посвященный Дню Победы.
Кульминационным моментом в организации мероприятий по подготовке к празднованию 75-летия Победы является праздник «День Победы» с минутой молчания и возложением цветов к памятнику защитникам.
7. Продуктивные виды деятельности (рисунки, аппликации, ручной труд);
В работе с детьми планируется и продуктивная деятельность : рисунке о войне, Дне Победы, рисунки к 9 Мая и праздничные открытки. В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны. В детском саду организуются выставки рисунков на военные темы. Дети, рисуя войну, участвуют в конкурсах, посвященных 75-летию Победы в ВОВ. Детский сад принимал участие в региональных конкурсах «Память и слава», «Открытка Победы».
8. Реализация патриотических проектов, взаимодействие с семьй;
Очень эффективная форма ознакомления дошкольников с событиями ВОВ – патриотические проекты.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Вся работа по выполнению проекта делится на определённые этапы, что позволяет постепенно спланировать свою работу по достижению конечного результата. Проект предусматривает учёт всех образовательных областей, и главное прослеживается их интеграция. Когда дети занимаются, то одновременно развивается речь, мыслительные процессы, общение, личностные качества, физическое развитие и эстетика. В игре происходит то же самое. Даже в таких формах работы, как рассматривание иллюстраций идёт развитие коммуникативных качеств, речь, расширяется кругозор.
Совместно с детской библиотекой реализуется патриотический проект «Никто не забыт, никто не забыто». Работа по данному проекту ведется по плану. Дети посещают библиотечные уроки. Была оформлена фотовыставка «Мой папа в армии служил», выставка рисунков детей «Рисуют дети о войне»
9. Взаимодействие с социумом - это взаимодействие с краеведческим
музеем и библиотекой, участие в конкурсах, фестивалях, городских праздниках и акциях «Бессмертный полк», «Вальс Победы».
Детский сад участвует во всех номинациях районного конкурса «Салют Победы», где принимают активное участие и родители воспитанников.
В родительских уголках оформлены материалы по данной теме. Выпущен номер родительской газеты, посвященный 75-летию Победы в ВОВ. Опубликована статья для родителей и в СМИ.
И сегодня, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, подрастающее поколение должно научиться ценить мир и мирную жизнь, любить родную природу, родной дом, семью и тех людей, которых мы называем соотечественниками.