Оксана Аничкина
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста в детском саду при реализации КОП «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное благополучие детей раннего возраста в детском саду, зависит от благополучной адаптации.
Представляю вам основные условия для успешной адаптации ребенка в детском саду.
Новое пространство
Важной задачей адаптации является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающий творческую деятельность каждого ребенка, позволяющий ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.
Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста в детском саду при реализации КОП „Теремок“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Младшая группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых лет пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения. Для сенсорной адаптации ребенка к детскому саду должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни.
Ребенок знакомится с пространством детского сада и «обживает» его: приносит в детский сад любимую игрушку; сам выбирает картинки для маркировки своего шкафчика, кроватки и полотенца; наполняет новое пространство результатами своего художественного творчества.
Для успешной адаптации ребенка к окружающему пространству важно, чтобы в начальный период посещения детского сада пространство было стабильным, иначе ребенку сложно будет к нему привыкнут и начать ориентироваться. В последующем педагог вовлекает детей в преобразование бытового и образовательного пространство (новый способ расстановки стульев, образовательных и игровых центров, иной вариант конструкции из напольного строительного материала). Такой подход, с одной стороны, отвечает заявленным принципам, а с другой – соответствует творческому стилю адаптации.
Отсутствие родных и близких людей
Педагог может посоветовать родителям принести в детский сад семейный альбом и если ребенку будет грустно, покажет их фотографии и утешит его.
В первые недели адаптации все творческие работы детей передаются родителям. Тем самым память о новом пространстве приносится домой для установления незримого контакта «детский сад-семья».
Возводится своеобразный мостик: дома ребенок, глядя на свои творения, начинает вспоминать о детском саде, а в детском саду он всегда может посмотреть фотографии любимых людей.
Яркое доказательство постоянного присутствия мамы в жизни ребенка – силуэт ее ладошки, к которой он в любой момент может прикоснуться – положить на мамину руку свою ручку.
Педагог - новый взрослый, который постепенно становится «близким»
В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения.
Педагог выполняет чрезвычайно важную миссию – он становится проводником детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Художественное творчество позволяет превратить этот совместный путь в незабываемое путешествие, наполненное новыми впечатлениями и открытиями. Ребенок начинает доверять педагогу, идет вслед за ним, вместе с ним в большой мир.
Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.
Резкое уменьшение персонального внимания
В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной художественной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты художественной деятельности.
Заметим, что художественное творчество является своеобразным коррелятом душевного состояния ребенка, выражением его психики, отражением индивидуальности. В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет отыгрывать страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта.
Четкий режим дня
Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями.
Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это наблюдения в природе, экспериментирование с художественными материалами, художественно-дидактические игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов, художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске, из природного материала.
Постоянное присутствие сверстников
Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей. Опытный педагог умело организует детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставляет каждому ребенку право быть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально.
В период социальной адаптации важно организовать позитивное взаимодействие детей, чтобы они научились получать удовольствие от общения друг с другом.
Таким образом, период адаптации чрезвычайно сложен не только для детей, но и для педагогов. Он требует особого искусства в общении с детьми и новых подходов в организации образовательного производства.