Наталия Лебедева
Консультация «О музыкальной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Все виды искусства, и в первую очередь музыка, имеют важнейшее значение в гар-монизации процесса, способствующего душевному развитию, а значит, и формированию человека.
Известный в мире музыкант и педагог Золтан Кодаи справедливо сказал в одной из своих бесед: «Без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фраг-мент». А гениальный скрипач Иегуди Менухин говорит о музыке «в качестве фактора, способствующего спасению человечества».
И такую спасительную роль музыка играет не только в процессе обучения и воспи-тания, но и в заботе о здоровье человека.
Публикация «Консультация „О музыкальной терапии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Многие из нас не раз имели возможность убедиться во влиянии музыки на улучше-ние настроения, общего самочувствия, восстановление сил и т. п. и называли это музы-кальной терапией.
Сегодня многие понимают музыкальную терапию на уровне своих чувств через обыденное сознание, поэтому вышеописанное исцеление музыкой носит характер больше случайный, нежели закономерный. В нём нет основополагающей точки зрения на музыку как терапию. Также традиционные медицинские знания о человеке не так глубоки, чтобы чувствовать связь с музыкальным.
Таким образом, речь идёт о понимании того, как музыка совмещается с медициной. И это понимание возникает на основе глубочайших знаний о человеке, заложенных в ду-ховной науке – антропософии, основоположником которой стал признанный гений XX века Рудольф Штайнер.
Антропософия рассматривает ребёнка, юного, молодого, а затем зрелого человека, как телесно-душевно-духовное существо, как часть мироздания в связи с мирозданием, как микрокосмос, живущий по законам макрокосмоса.
Феноменологическое рассмотрение элементов музыки – мелодического, гармони-ческого, ритмического -- создаёт возможность переживания некоего отрезка духовной ис-тории человечества, отражённого в музыке, как в зеркале. Таким образом, музыка выра-жает связь между человеком и миром.
Антропософские (духовно-научные) знания помогают осознанно подойти к музы-кальной терапии, обрести большее доверие к музыкальным элементам и создают возмож-ность их использования в лечении различных болезней.
Болезнь – процесс, который вышел из равновесия. Вновь привести в равновесие – значит исцелить.
Главную роль здесь играет наблюдение музыкального терапевта за больным, в ос-нове которого – несение образа здорового человека. Для всех нарушений в здоровье мож-но найти терапию, если, наблюдая, глубоко размышлять над тем, что узнаёшь.
С музыкальной точки зрения главная роль отводится звукам, в которых заключена исцеляющая сила, независимо от того, звучат они на каком-либо инструменте или поются. Также особое внимание уделяется качеству их звучания.
Терапия в каждом случае носит индивидуальный характер, но общим является обя-зательное активное, живое музицирование на инструментах, в пении. Этому способствуют раскрытие, пробуждение интереса пациента, утверждение в нём уверенности в том, что он это может, поэтому работа музыкального терапевта изобретательна, ведь он имеет дело с конкретным случаем конкретного больного.
И так, из занятия в занятие, пациент вместе с музыкальным терапевтом проходит маленький, но самостоятельный путь, ведущий к выздоровлению.