Галина Луткова
Консультация «Нужно ли воспитывать в ребёнке доброту?»
▼ Скачать
«Доброта – это то, что может увидеть слепой
и услышать глухой».
Марк Твен
При чтении этих слов возникает вопрос, нужно ли доброту воспитывать в ребёнке целенаправленно?
Многие современные семьи считают, что надо воспитывать не доброту, а сильный характер. Всё чаще настоящие волевые качества противопоставляются отзывчивости, чуткости, совести, состраданию, благородству. В результате вырастают бессердечные эгоисты.
Публикация «Консультация „Нужно ли воспитывать в ребёнке доброту?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Доброта – одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования, по – прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть добрым – это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят, делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путём, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.
Доброта - облегчает общение с другими людьми. Взаимодействуя с доброжелательным человеком, люди чаще проявляют свои лучшие стороны, отвечают добром на добро.
Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Доброта – способность сопереживать, помогать людям и животным. Разговор о добре и зле или иную морально-этическую тему уместно проводить после посещения театра, просмотра мультфильма, чтения сказки, рассказа.
Воспитательный эффект сказки несравним ни с чем. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений. Важно рассуждать с ребёнком о том, что он понял, пояснить мораль истории, неизвестные ему понятия. Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи.
Начните со словарей Даля В. И. и Кона И. С. в них рассмотрите понятия «доброта».
Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. [2, с. 30]
Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. [2, с. 30]
Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. [2, с. 31]
Добрый - дружески близкий, милый. [2, с. 31]
Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. [2, с. 35]
Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п. ; щедрый. [2, с. 35]
Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. [2, с. 35]
Добрый - выражающий расположение, сочувствие. [2, с. 36]
Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. [4,с. 45]
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит посте-пенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по-хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, ста-новится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
«Попытайся быть хотя бы немного добрее –
и вы увидите, окажитесь не в состоянии
совершать дурной поступок».
Конфуций.
Список литературы:
1. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
3. Кон И. С. Словарь по этике. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с.
4. Ожегов П. И. Словарь по этике. - М. : 1981.-128 с.