Смоленкова Ольга Владимировна
Нравственно — патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Нравственно – патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Начинать работу необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, ведь каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Одним из основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о родном городе. Учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе : улицы чистые, посажены деревья, цветы.
После экскурсии или прогулки проводятся беседы, которые направлены на формирование положительных эмоций, отношений к тому, что дети увидели. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, рисование, аппликация, игровой деятельности). Экскурсии дают ребятам возможность получить много новых и ярких впечатлений и знаний. (Экскурсии «В библиотеку», «По городу», «Музей»,»Парк»)
Содержание экскурсий служит основанием для последующей деятельности детей : рисования, лепки, игр, конструирования,Сюжетно – ролевых игр (Больница Аптека, библиотека)и др. Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. (В детский сад приглашаются родители детей, которые знакомят детей с особенностями своей профессии: швея, медицинская сестра, пожарные, полицейский.)
Также используются игры-путешествия по родному городу; строительные игры – «Наш детский сад», «Мой дом», дидактические игры – «Собери картинку» (достопримечательности, «Городские силуэты» (скульптуры нашего города, «Символы нашего города»…
Проводятся занятия, в которые включаются : беседы о нашем родном городе, животном и растительном мире, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов народного декоративно-прикладного,чтение стихов о Нижнем Ломове Информация, которую дети получали во время непосредственно-образовательной деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях: «Закончи предложение», «Слова любви к родному городу», «Объясни значение слов», «Составь флаг», «Составь герб»….
Совместно с родителями оформили альбомы «Мой город - Нижний Ломов», «Герои земляки», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Достопримечательности нашего города», Стихи о Нижнем Ломове и др. Подобраны тематические картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов. Все материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) размещены так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о своей малой Родине.
Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Также разучиваются с детьми потешки, поговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывается богатство и красота родного языка; Праздники всегда сопровождались хорошей музыкой, новым оформлением, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Семья является основным источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика.
По нашему совету родители с детьми посещали с детьми музеи, библиотеки, кукольный театр, предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности.
Оформлены консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Результатом работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания : выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей, родители активнее стали участвовать в различных мероприятиях.
В результате проделанной работы собран материал о родном городе, крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного города.
Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.
Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.