Светлана Скрипачева
Долгосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Паспорт проекта
Вид проекта : практико - ориентированный, информационно - творческий,
групповой
Место реализации: 2 группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 5
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители
Сроки реализации: Сентябрь – май
Публикация «Долгосрочный проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом, потому что психика детей этого возраста очень пластична. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, которые исполняет мама. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине.
Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.
Цель: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи нравственно-патриотического воспитания :
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Расширение представлений о нашем городе.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашего дошкольного учреждения.
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Воспитание уважения к труду.
Средства нравственно-патриотического воспитания : Художе
- Художественные средства: музыка, художественная литература
- Собственная деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная
- Природа: живая природа, неживая природа
- Окружающая обстановка (социум) : эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников
Методы и приемы:
- Формирование нравственного поведения : упражнения, поручения, требование воспитывающие ситуации, положительный пример взрослого
- Формирование нравственного сознания : внушение, просьба, этическая беседа, пример
- Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания и представления о семье, семейных традициях, о доме, о детском саде.
- Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
- Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свою семью, за свою родину.
- Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
- Дети полюбят природу родного города, и будут бережно относиться к ней.
Тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей 2 группы раннего возраста.
Сентябрь «Мой любимый детский сад» :
- Экскурсия «Добро пожаловать в детский сад»
- Беседа «Первый месяц в детском саду»
- Анкетирование родителей.
Октябрь «Моя семья» :
- Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»
- Конкурс семейных поделок из природного материала «Краски осени»
Ноябрь «Кто Я» :
- Консультация: «Поиграй со мной, мама» (Д/и дома и в детском саду)
- Развлечение: «В гостях у сказки вместе с мамой»
- «Фольклор для маленьких»
Декабрь «Моя семья» :
- Беседа «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»
- Изготовление праздничных поздравлений для родителей: «С Новым годом, с новым счастьем»
- Новогодний утренник: «А у нас Новый год»
Январь «Мои друзья»
- Консультация для родителей: «Воспитание любви к родному городу в семье, детском саду»
- Создание коллажа семейных фотографий новогоднего праздника: «Новый год семейный праздник»
- Чтение стихотворений о дружбе
- Сюжетные игры – «День рождения друга»
Февраль «Природа родного края»
- Беседа «Наши верные друзья»
- Чтение художественной литературы о животных
- Д/и «Угадай о ком скажу»
- Консультация для родителей: «Береги природу»
Март «Моя семья»
- Праздник, посвященный дню 8 Марта
- Консультация для родителей: «Совместный труд сближает взрослых и детей»,
«Воспитываем юного патриота»
- Д/ и: «Чей малыш»
- Чтение рассказа В. М. Федяфской «Помощники»
Апрель «Мой улица»
- Беседа: «Мы растем»
- Игры - инсценировки: сказка «Теремок»
- Консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания»
- Подвижные игры на свежем воздухе: «Вместе весело играть»
Май «Мой город»
- Беседа: «Город в котором я живу»
- Фотоколлаж: «Дом в котором я живу»
- Консультация для родителей: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
- Успехи нашей группы»
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?
3. Беседуете ли Вы о родном городе?
4. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о природе родного края?
5. Совершаете выезды на природу?
6. Совместно читаете книги?
7. Смотрите телевизор?
8. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
9. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению.
1. Педагогами планируются игры и развлечения
2. Ознакомление детей с окружающим миром (рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.)
3. Совместные праздники: Новый год, 8 марта, Светлая пасха, День Победы 4. Беседы с детьми.
Работая с детьми раннего возраста педагоги большое внимание уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой», дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама», пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка», сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», разучивают песни и стихи о маме и семье.
Памятка для родителей
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Главное, помнить, что дети – наше будущее, будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, красоты, богатства!
Дорогие родители, наши дети - это наша Родина! Мы в силах и должны сделать нашу Родину красивой, сильной и родной!