Татьяна Шукшина
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Новый год круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну.
Задачи:
1. Развивать интерес к традициям и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию.
2. Дать детям элементарные представления о культуре и традициях празднования Нового года народами, населяющими нашу страну.
3. Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
4. Закреплять знание устного народного творчества.
5. Совершенствовать умение решать ребусы.
6. Развивать мелкую моторику, дыхание, укреплять нейронные связи.
7. Формировать логическое мышление, пространственные и временные представления.
8. Совершенствовать умение воспроизводить ритм.
9. Развивать двигательную активность.
10. Создать праздничное настроение, развивать эмоциональность детей.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок разных народов, знакомство с понятием «Российская Федерация», рассматривание политической карты РФ, введение понятия «день весеннего равноденствия», знакомство с русскими народными пословицами о труде.
Словарная работа: Сагаалган, Навруз, Ро ха Шана, многонациональный.
Оборудование:
1. Экран, проектор, презентация
2. Карточки-перевертыши с праздничными блюдами.
3. Пособие «Времена года», мольберт.
4. Тюбитейки.
5. Покрывало.
6. Палочки для массажа ладоней
7. Бумажные рожки для выдувания ритма.
8. Коробка с сюрпризом
9. Яблоко.
10. Новогодняя елка.
Содержание:
В. : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
А я вам сразу предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом».
Валенки, туфли, сандали -…
Д. : Обувь
Весна, лето, осень.
Д. : Времена года
Хлеб, яблоки, рыба -…
Д. : Продукты
Навруз, Сагаалган, Раш ха Шана…
Д. : -O-
В. : Интересно, что это такое?
Ну, что ж, чтобы получить ответ на этот вопрос нам необходимо отправиться в путешествие по нашей огромной стране.
А елочка Новогодняя вас не удивила?
Просто я уже заскучала без Нового года и решила еще попраздновать. А недавно узнала, что в нашей стране это можно сделать не только 1-го января. В Российской Федерации живет много разных народов, наша страна многонациональная. Садитесь на стульчики и посмотрите (Слайд №1. Карта)
И некоторые празднуют НГ в другое время. Если мы с вами поспешим, то успеем на бурятский НГ (Щелчок. Слайд №1). Посмотрите, где живут буряты. На чем лучше туда отправиться?
Д. : (выбирают)
(Гиперссылка на поезд или самолет. Слайд № 5 или №6)
В. : НГ в Бурятии наступает в разное время, а кто сообщает людям о приходе НГ? Разгадайте ребус и узнаете.
(гиперссылка: слайд №2)
Д. : Суслик. (Щелчок. Слайд №2)
В. : Да, дети, когда суслики выходят из норы, люди понимают, что наступает НГ и начинают к нему готовиться. В этом году НГ по прогнозам сусликов наступит 21 февраля. Зимнее дерево.
У бурятов принято готовить угощение (печь печенье, наряжаться и ходить в гости, навещать близких, родных, даже тех, кто живет далеко, дарить им подарки. А потом люди собираются вместе, выбирают ровное место, встают в круг и разжигают костер: давайте разожжем костер с помощью палочек.
Дети: (становятся в круг и выполняют массаж рук, вращая палочку между ладоней).
В. : Костер готов, можно танцевать народный танец Ёхор. (Показ движений, слайд №3) Включение музыки
Дети: (танцуют под музыку)
В. : Этот праздник у бурятов называется Сагаалган. Какой русский праздник напоминает?
Д. : Масленицу.
В. : Да, посмотрите, как далеко находятся буряты от нас, но традиции у них похожи! Согласны? Попрощаемся с этим народом и отправимся дальше.
Какое время года наступит после зимы?
Д. : Весна. Весеннее дерево.
В. : И весной можно праздновать НГ! Для этого отправимся вот сюда, к татарам (Слайд №4, щелчок).
На чем предлагаете?
Д. : (Выбирают, гиперссылка: слайд №5 или №6, гиперссылка: слайд №7)
В. : У татар НГ приходится на день весеннего равноденствия. Это когда?
Д. : 21 марта.
В. : Здесь свои традиции празднования НГ: люди ходят по домам соседей, родственников с пожеланиями благополучия в новом году, богатого урожая, приплода скоту, напевая частушки. Желают, чтобы пшеница была высокой, корова молочной, а лошадь сильной. Пришедших с такими пожеланиями в домах угощают. А на столе обязательно дожны быть определенные продукты. Сейчас узнаем, какие:
Д. (Дуют на «перевертыши»).
В. комментирует: оливки – символ любви, яблоки – красоты, чеснок – здоровья, хлеб – сытости, лук или укроп – пробуждения природы, уксус – терпеливости и мудрости, а проросшая пшеница – символ урожая, процветания.
И, конечно, на Навруз (так называется НГ у татар) играли в веселые игры. Давайте и мы поиграем в татарскую народную игру «Тюбетейка». Пока играет музыка, мы надеваем тюбетейку на голову соседу, когда музыка останавливается, танцуем. (Звучит музыка, идет игра)
Ребята. А Навруз похож на какой-нибудь русский праздник?
Д. : Да, на Святки.
В. : Смотрите-ка, и с татарами у нас есть схожесть!
Ой, сколько тюбетеек осталось после праздника! Как бы их использовать, чтобы не выбрасывать красоту такую? (Слайд № 7)
Д. : Как сувенир, как миску, вместо стула, кровати, как поварешку, распустить на нитки и сплести что угодно.
В. : А я придумала, что мы сделаем ковер-самолет (щелчок, слайд№ 7) и полетим дальше, туда, где НГ осенью! Садитесь! Лететь нам долго, вот сюда (Слайд №8). Пока будем лететь, полюбуемся нашей страной (нейрогимнастика).
Пока мы летели, прошло лето. Как думаете,почему летом никто не празднует НГ? Летнее дерево.
Д. : Летом и без праздников весело, много работы, поэтому некогда праздновать.
В. : Верно. Осеннее дерево.
Осенью еврейский народ празднует свой НГ, называется он Ро ха Шана. Это серьезный праздник. Люди вспоминают, за какие поступки и дела им было стыдно и обещают больше их не повторять. А чтобы никто не услышал об их провинностях, трубят в рог. (Слайд № 9) Давайте и мы попробуем так сделать.
Д. Встают в шеренгу. (Трубят в рог в заданном ритме).
В. : Но стол тоже накрывают: должны присутствовать обязательно яблоки и мед, чтобы жизнь была сладкой.
(Слайд № 10)
У нас есть вот такое яблочко: какое оно, какая у нас будет жизнь в этом году?
Д. (Передают яблоко по кругу): сладкое, сочное, ароматное, большое, красивое, румяное, круглое, наливное.
В. : А что из него можно сделать?
Д. : Из яблока можно сварить компот, варенье, испечь пирог, блинчики, …
В. : Я сварила из яблока карамель и сделала для вас конфеты, чтобы жизнь тоже была сладкой (угощение).
А теперь пора домой. Закрываем глазки крепко-крепко, открыли широко-широко (3 раза). Вот мы и дома. (Слайд №11)
Теперь вы можете сказать мне одним словом : Сагаалган, Навруз, Ро ха Шана – это…
Д. : Новый год у разных народов.
В. : А на какой Новый год вы бы позвали своих друзей и почему?
Как вы думаете, что общего, чем похожи все народы в нашей стране?
Спасибо вам за это путешествие, мне было интересно и весело с вами праздновать НГ!
До свидания!