Амаля Агабекова
«Незнайка на севере». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование
Тема: «Незнайка на севере».
Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».
Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».
Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «Незнайка на севере».
Публикация «„Незнайка на севере“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, приобщение к изобразительному искусству.
Задачи:
ОО «Здоровье»
- формировать правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.
- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки «Моя тундра».
ОО «Социализация»
- развивать интерес детей к играм, быту и культуре народов Севера, а также к предметам сделанными из различных материалов (оленьего меха, кости и т. д.).
ОО «Познание», «Художественное творчество»
- формировать у детей представление об особенностях декоративно – прикладного искусства народов севера – геометрический узор, используемые цвета (красный, голубой, белый, желтый, творческую активность,
- продолжать знакомить детей с бытом и культурой коренных народов Севера (ненцы,
- упражнять в умении чувства ритма в составлении орнамента ненецкой одежде – малицы,
- развить художественный вкус, умение пользоваться кончиком кисти без нажима, используя различные вариации простых элементов и сочетания крупных элементов орнамента с мелкими.
ОО «Коммуникация»
- развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением,
- расширять и активизировать словарный запас словами малица, ягушка, кисы, «щучьи зубы», «волны», орнамент, бисер, символ.
Воспитательные задачи: воспитывать внимание, выдержку, формировать умение выслушать своего товарища, не перебивать,
- воспитывать желание сделать свою работу яркой и интересной,
- воспитывать чувство уважения к труду ненецких мастериц, любовь к родному краю.
Предварительная работа: чтение сказок народов севера, заучивание слов «гимн Ямала», рассматривание альбомов: «Декоративно - прикладное искусство народов России», «Искусство, рожденное на снегу».
Рассматривание иллюстраций одежды и изделий из оленьего меха с орнаментами. Дидактические игры: «Подбери узор для малицы», «Составь узор».
Методы и приемы: игровой метод (прием сюжетной игры, словесный метод (объяснение, вопросы к детям, практический метод (орнаментальное украшение малицы).
Демонстрационный материал:
- большой конверт, экран, видиопроэктор, ноутбук, презентация «Мой край-Ямал», игра - путешествие: «Я тебе все расскажу».
Раздаточный материал: силуэт малицы, образцы орнаментов, краски гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров, салфетки, стакан с водой, образец малицы, музыка народов севера.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы живем?
Дети: На Севере.
Воспитатель: Правильно на Севере, на Ямале.
Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите.
Потому что здесь наш дом, мы на севере живем.
Мы живем в городе.
Дети: Надым.
На экране карта Ямала дети показывают город Надым. Слайд 1.
Назовите столицу нашего округа.
Дети: Салехард.
Воспитатель: Полуостров Ямал, ребята, в переводе с ненецкого языка обозначает «край земли».
Кто мне покажет герб Ямала? (дети выбирают из трех вариантов). Слайд 2.
Какого цвета флаг Ямала? (дети выбирают из трех вариантов). Слайд 3.
Мы с вами уже знаем, что у каждой страны есть свой гимн, и у нашего округа тоже есть свой гимн. Он исполняется на стихи Л. В. Ходуновой, а слова положены на музыку. Слайд 4.
(Дети слушают гимн Ямала).
Воспитатель: Какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети: Ханты, ненцы, селькупы, коми – зыряне.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Наш садик «Сказка» тоже находится на севере. И в наш сад ходят дети разных национальностей. Назовите каждый свою национальность.
Дети: Русский, украинец, белорус, татарин, молдаванин, и т. д.
Воспитатель: У каждого народа есть свой язык, своя культура, свои обычаи. И чтоб нам получше узнать о коренных жителях севера.
Мотивация:
Вдруг раздается громкий стук в дверь, передают большой конверт.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, только непонятно, кто его нам прислал (открывает конверт). В нем части картинок. Наверное, если мы соберем картинки, то узнаем, кто его написал.
Дети собирают части картинок и догадываются, что письмо от Незнайки, в котором он просит нашего разрешения приехать к нам в гости со своими друзьями, жителями Цветочного города.
Воспитатель: Но как нам быть, ведь у нас очень холодно, а у жителей Цветочного города нет теплой одежды? Чем же мы можем им помочь?
Дети: Предлагают свои варианты, (купить, подарить, изготовить своими руками).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошие предложения. А я предлагаю сделать для них национальную ненецкую одежду. Уж в ней -то точно жители Цветочного города ни в какую стужу не замерзнут.
- Мы же хотели получше узнать о коренных жителях севера?
Основная часть:
- прежде поиграем в одну очень интересную игру, совершим путешествие с ненецким мальчиком (показывает куклу) по его родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и обычаях ненецкого народа.
Игра: «Я всё тебе расскажу»<Приложение >
Ход игры
Дети выбирают тему. Каждой теме соответствуют вопросы, на которые дети дают свои варианты ответа. Затем учащиеся получают дополнительные сведения, сопровождаемые иллюстрациями и фотографиями.
Тема: «Я играю»
Вопрос. Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?
Дополнительный материал: День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни. Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Праздник рассчитан только для взрослых. На подарки ни родители, ни самому младенцу не принято дарить.
Тема: «Мой дом»
Вопросы. Как называется жилище ненцев? Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?
Дополнительный материал: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты.
Тема: «Наша одежда»
Вопрос. Расскажи о женской, мужской и детской ненецкой одежде.
Дополнительный материал:
Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову.
Женская шуба ягушка имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.
Маленьким детям шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном, напоминающую малицу. Детские штаны делают сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носят до 4—5 лет, затем переходят на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимаются женщины летом. Новая одежда шьётся раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и в четком расположении элементов.
Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.
По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.
Тема: «Средство передвижение»
Вопрос. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?
Дополнительный материал: Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т. к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар, более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.
Динамическая пауза.
«Моя тундра»
Ты еще не видел чудо- (Правая рука согнута в локте и лежит на
ладони левой руки. Грозим указатель-
ным пальцем)
В нашей тундре не был? (Разводит руки в стороны и удивляется)
Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладони вверх)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек»- круговые враще-
ния).
Слушать звон копыт по насту. (Ростапырев пальцы, ударяя друг о дру-
га кончиками пальцев)
Приезжай. Мы встретим лаской (Держим кисти рук прямо ладонями
вверх, загибаем и разгибаем пальцы
в кулачек)
Здравствуй. (Развести ладошки вертикально).
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к просьбе Незнайки и его друзей из Цветочного города. Пройдем в мастерскую к нашей ненецкой хозяюшке.
Ненецкая хозяюшка: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на места. Давайте рассмотрим образцы одежды ненцев, элементы орнамента (дети рассматривают иллюстрации).
-Вы уже знаете, чтобы одежда была яркой и красивой ее отделывают орнаментом. Из каких элементов состоит ненецкий узор?
Дети: Чередование или повтор элементов.
Ненецкая хозяюшка: Основные мотивы для орнамента берут в [природе, назовите узоры какие вы знаете?
Дети: «Шучьи зубы», «оленьи рога», «заячьи уши» и т. д.
Ненецкая хозяюшка: Ребята, какую часть одежды украшают у малицы?
Дети: Украшают рукава и подол.
Ненецкая хозяюшка: Приступайте к работе.
Заключительная часть.
Ненецкая хозяюшка: Молодцы, ребята, какие красивые малицы у вас получились. Теперь мы смело можем приглашать Незнайку и его друзей к нам в гости. Приложите к себе свои малицы, скажите, что вы чувствуете? (релаксация под музыку).
Ненецкая хозяюшка: Все работы укладываем в посылочку, посыпаем волшебным серебристым порошком, что бы передать всю красоту искристого снега и северного сияния.
Воспитатель: Смогли мы помочь Незнайке и жителям города, выполнили их просьбу? А как мы это делали?
Составил:
Воспитатель
Агабекова А. А.
Педагог доп. образования
Белоброва В. А.