Ольга Владимирова
Консультация для педагогов «Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками
РМБДОУ «Детский сад «Солнышко»
П. Первомайское Знаменский район Тамбовская область
Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками
Воспитатель старшей группы
Владимирова О. А.
П. Первомайское, 2018 год
Публикация «Консультация для педагогов „Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» июнь 2018
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации. Он должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.
На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.
Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.
При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.
При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:
- для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;
- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.
Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.
Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.
Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники : сирень (обыкновенная и венгерская, садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль, спирея, форзиция и т. д.
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.
В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.
Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья : бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д. ; кустарники : акация (желтая, белая, лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный, боярышник, кизильник блестящий и т. д.
Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.
В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.
Для вертикального озеленения широко используются виноград (дикий, амурский, жимолость (каприфоль, клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция
Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. С южной стороны количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.
На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы.
Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад.
Для озеленения детских садов рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников :
деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная;
высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;
кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен, вяз кустовой;
высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.
При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.
Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.
Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.
Групповые площадки младших (ясельных) групп должны приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе.
Ассортимент деревьев и кустарников :
Название пород Возраст, лет Примечания
Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.) 12 — 16 с комом Д = 0,8 м Н = 0,6 м
Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.) 12 — 16 то же, кроме березы
Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня) 8 — 11 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6
Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная) 12 — 16 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6
Кустарники для групп (чебушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерн белый и др.) 3 — 5 без комма 4 м
Кустарники для живой изгороди (пузыреплодник, боярышник, смородина альпийская, дерн белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая) 3 — 5 то же на 1 пог. м, шт.
Цветники на 1 м
Примечания:
1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарников, которые можно применять при озеленении участков средней полосы России.
2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди.
На площадках предусмотрено создание различных навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.
Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята, не менее 40 % его общей площади.
При проектировании участка учитывается его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определяют виды используемых деревьев, кустарников и цветов Для разнообразия пространственной среды игровых площадок возможно создание микрорельефа из грунта (альпийские горки).
Для детей большую роль в познании природы и ее законов играет «огород»- участок, который представляет собой естественную природную лабораторию, место трудового воспитания.
Спортивная и хозяйственная зоны желательно изолировать с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников.
Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек, основная роль в ее оформлении отводится цветам.
Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м.
Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.
Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.