Кадыргулова Айслу Уранбасаровна
Консультация для родителей «Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников «Звездочка» п. Чкалов Оренбургского района Оренбургской области
Тема: Для кого труд — радость,
для того жизнь — счастье.
Подготовила:
воспитатель 1квалификационной категории
Кадыргулова АйслуУранбасаровна
2018г.
Публикация «Консультация для родителей „Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Консультация для родителей
Для кого труд — радость,
для того жизнь — счастье.
1слайд
Сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский показал всё значение труда в воспитании детей. Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда жизни - это и принесёт им счастье.
2 слайд
Трудовая деятельность особенно важна в становлении личности ребёнка. В труде у ребёнка формируются такие качества личности, как чувство ответственности за поручения, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение ребёнка! Непоседа проявляет усидчивость, медлительный – ловкость и смекалку, неумейка – старание, желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребёнка). Поэтому надо
воспитывать у детей уважение к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.
3 слайд
К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный Трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к труду.
А. С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые.. .не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей - учебному, домашнему, общественно-полезному.
Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а, как говорил В. А. Сухомлинский, радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным -это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим. Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты. Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большего счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.
Воспитание трудолюбия, уважение к труду необходимо начинать с ранних лет. Именно этим мы и занимаемся в нашем детском саду.
4 слайд
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим возможностям, поэтому значение их меняется на разных возрастных этапах:
• в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;
• в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно-бытовой труд. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и тут же устранять его по своей инициативе;
• в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества. В этих видах труда воспитываются такие качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А также содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.
Так как труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным, он является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.
-Уважаемые родители, а что такое по вашему мнению трудолюбие?
5 слайд
Трудолюбие – это :
- качество, которое отражает развитие личности в целом;
- готовность доводить начатое дело до конца;
- проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
- аккуратность;
- старательность;
- бережное отношение к средствам и продуктам труда;
- стремление оказывать посильную помощь взрослым;
- заинтересованность в результатах труда;
- представления о необходимости труда в жизни;
-привычка к трудовому усилию;
- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- достаточно сильная воля личности;
Так как трудолюбие мы воспитываем у детей, то мы должны знать, что
детский труд делится на следующие виды труда :
6 слайд
Самообслуживание
-умывание;
- раздевание;
- одевание;
- уборка постели;
- подготовка рабочего места;
- забота о чистоте тела;
- забота о порядке в одежде;
- соблюдение гигиенических правил;
7 слайд
Хозяйственно – бытовой труд
-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
- помогать взрослым при организации режимных процессов;
- содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
- мыть некоторые игрушки;
- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.,
- накрывать на стол, убирать посуду после еды;
-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;
8 слайд
Труд в природе
-уход за растениями и животными;
- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;
Ручной труд
-изготовление предметов из различных материалов;
-изготовление игрушек;
Чтобы применять данные виды детского труда на практике, необходимо помнить о правилах трудолюбия.
9 слайд
Правила трудолюбия
1. Уважать личность ребенка.
2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей.
3. Бережно относиться к интересам дошкольника.
4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
7. Возбуждать у ребенка интерес к семейному хозяйству.
8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
14. Предварительно планировать труд.
16. Требовать от ребенка качества труда.
19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.
Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна исходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Труд детей в семье для ребёнка должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его вытереть пыль с подоконника вполне можно. Прежде всего, нужно разъяснить цель труда : для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате. Для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться. Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу.
Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
10 слайд
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или инженером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву» : всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется «убирать грязь», вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее «белоручкой» она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д. ; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
Но есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд —это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел». Родители должны быть уверены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что, то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Таким образом, учитывая всё выше сказанное, и, исходя из собственного опыта работы с детьми, нам бы хотелось дать несколько советов вам, уважаемые родители.
11 слайд
Советы родителям :
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа, этого сказать не могут.
Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на, то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.
Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда.
12 слайд
В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда : труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс. В детском саду мы приучаем детей:
Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
Самостоятельно есть, пользуясь вилкой, ложкой.
Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
13 слайд
Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду. Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.
При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями,14слайд, моют и убирают по своим местам игрушки15 слайд, стирают кукольное бельё16 слайд, заправляют кровати после дневного сна 17слайд Трудовую деятельность мыпроводим и на участке: зимой чистим дорожки 18 слайд, сооружаем снежные постройки, летом поливаем цветы, осенью собираем листву. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.
Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.
19 слайд
Постепенно дети усваивают некоторые правила:
1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
2. Начатое дело не откладывать на потом.
3. Закончил трудиться – убери за собой.
Если дети без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.
Как же укрепить любовь к труду? Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому необходимо вырабатывать у детей трудовые навыки и умения. Умению работать учат и в детских садах,и в школах, и в семье. Но много полезных привычек приобретает ребенок, посещая детский сад: это и умение обслуживать себя и убирать за собой и желание помогать вам. Старайтесь поддержать требования детского сада. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду способствует воспитанию трудолюбия, самостоятельности.
Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые он делает в детском саду. И пусть его поздравление не так красиво, и флажок или звездочка криво приклеена, но ведь приложено столько стараний! Ребенок должен видеть, что результат его труда достоин уважения.
Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбу для ребенка – ты накормил его один раз, если ты научил его ловить рыбу – ты накормил его на всю жизнь». Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться, уважать людей труда, все что создано усилиями человека.
Итак, уважаемые родители, мне бы хотелось, чтобы данное выступление было для вас интересным и полезным. Я надеюсь на совместную работу в данном направлении, так как только сообща, детский сад и семья, сможем добиться результатов в трудовом воспитании наших деток!
20 слайд