Анна Рогулина
«Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные метод и приемы в развитии чувства ритма у дошкольников.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Публикация «„Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников“» размещена в разделах
Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных методов, есть также и нестандартные методы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Именно эта тема меня заинтересовала несколько лет назад.
Использование таких упражнений, методов и приемов, помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Именно поэтому, я определила для себя те задачи, которые мы с ребятами решаем на музыкальных занятиях.
В работе с детьми я использую следующие методы и приёмы развития чувства ритма :
1. Игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
2. Ритмодекламация
Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку и может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato(от лат. obstinatus — упорный, упрямый; метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение ритмической фигуры (ритмическое остинато).
Ритмодекламация – помогает детям учиться импровизировать.
3. Художественные этюды
Театрализованная игра- этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
4. Коммуникативный массаж.
О пользе этого приема можно говорить бесконечно, он поднимает настроение и улучшает самочувствие ребенка. На музыкальных занятиях массаж обязательно проводится под музыку. Дети либо пропевают слова, выполняя движения, либо музыка звучит фоном. Ребята закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дети выбивают – выстукивают ритмический рисунок подкрепленный текстом,
Эти движения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что тоже благотворно влияет на развитие чувства ритма.
5. Ритмические партитуры.
Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.
6. Пластическое интонирование.
На своих занятиях я часто пользуюсь приёмом исполнения музыки движением жестом - «пластическим интонированием».
Этот приём раскрепощает слушателя. Увлекает слушать произведение до конца, не отвлекаясь. Предлагаю вам показать движением, как развивается музыка.
На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа. Они учатся учиться, работать, с интересом постигать новое и более сложное. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Дети начинают точнее управлять не только своими движениями, но и собой.