Гаджиева Елена
Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки творческих способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Здоровьесбережение в дошкольном образовании – это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из главных задач современного дошкольного образования, а именно задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.
Публикация «Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Проблема здоровья и его сохранения у детей дошкольного возраста достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Активно ведётся поиск эффективных средств формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.
Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка?
Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровье сберегающими?
Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия.
Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений и решаются все задачи по развитию психических процессов.
Многие педагоги думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются.
Изобразительная деятельность – одно из важнейших средств познания мира, развития мышления и мыслительных операций, эстетического восприятия, эмоционально-чувственной сферы, раскрытия творческого потенциала человека. Изобразительная и творческая деятельность обладает настолько сильным благотворным влиянием на человека, что появилось целое направление в психологии – арт-терапия.
Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
развивает мелкую моторику руки;
вызывает целый комплекс положительных эмоций;
проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
многообразие способов рисования;
многообразие средств рисования;
прививает любовь к изобразительному искусству;
непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;
развивает сенсорное восприятие;
развивает речь;
развивает органы дыхательной системы;
интеллектуальное развитие ребенка;
происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
дети учатся свободно выражать свой замысел
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт – терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеяно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Техники и приемы нетрадиционного рисования :
1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);
2.«Ладошковая живопись» (рисование ладошками
3. «Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);
4. «Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);
5.«Точкография» (рисование ватными палочками);
6.«Кляксография» (раздувание кляксы соломинкой);
7. «Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.