Мирошниченко Анна
Нейрогимнастика для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нейройога – условие гармоничного развития ребенка
Самое главное для полноценного и гармоничного развития ребенка – здоровый образ жизни (режим дня, правильное питание, физическая культура, а также последовательное и своевременное освоение необходимых знаний и жизненного опыта с учетом особенностей развития мозга ребенка. Если мозг ребенка правильно подготовлен к усвоению знаний, то ему легко дадутся и таблица умножения, и грамматика.
Публикация «Нейрогимнастика для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
До настоящего времени не существовало единой системы развития, которая подходила бы каждому ребенку: и достаточно здоровому, и имеющему серьезные трудности. И при этом в наибольшей степени способствовала бы развитию мозга, психики ребенка, укреплению нервной системы и тонуса организма. Этому запросу в полной мере соответствует метод «Нейройога», созданный автором этой книги в результате многолетней практической работы в Центре управления стрессом (Санкт-Петербург).
Нейройога – комплексный метод, включающий в себя самые наилучшие методики, способствующие как выявлению и оценке имеющихся резервов мозга, так и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничного развитию организма в целом. Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.
Детская йога может помочь вашему ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, а также быть более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, дома, стать гармонично развитой, творческой личностью. Йога обеспечивает достижение эмоционального равновесия через физическое развитие, дает ощущение самоконтроля и душевного комфорта. Тело становится сильным и гибким, а разум – спокойным и сосредоточенным.
А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и других высших психических функций.
Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшими инсульт и т. д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и других высших психических функций (память, внимание, мышление). Именно поэтому использование нейрокоррекционных методов дает такие быстрые и значимые результаты.
Соединение вместе лучших нейрокоррекционных методик и упражнений йоги дает возможность проводить такую серьезную гимнастику не только тела, но и мозга, что ребенок просто «обязан» достичь наилучших результатов в своем развитии, в освоении знаний, а также и во всех других сферах жизни.
Занятия по методу «Нейройога» необходимы:
Во-первых, детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка.
Во-вторых, детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.
В-третьих, детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить способности ребенка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, жизнерадостен, уверен в себе, умен и полон жизненных сил и энергии, то вам обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, и, желательно, начинать это делать с самого раннего возраста. Упражнения, приведенные в данной книге, подходят для занятий с детьми от 3-х лет. Отдельно готовятся Комплексы для малышей с родителями и отдельно для взрослых, которые иногда даже больше, чем их дети, нуждаются в активизации телесной и мозговой активности.
Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития, ЗРР (задержкой речевого развития, а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны».
Занятия Нейройогой делают ребенка здоровой, гармонично развитой, социализированной личностью.
После прохождения курса занятий по системе Нейройога, ребенок будет готов к полноценному усвоению любых знаний, к любым школьным нагрузкам и к тому, чтобы стать лидером в своем коллективе.
Не космонавт, не президент, но уже звезда, готовая стать тем, кем захочет.
Комплекс «Поход в горы»
Краткое содержание. Сегодня мы отправимся в горы. Сначала мы поедем на машине, а потом нам придется идти пешком через высокие горы, пока не доберемся до прекрасного озера. «Заводим машину». А теперь поедем на нашей «Машине-трясучке». Потрем наши «Глазки», чтобы лучше видеть. Сломалась машина, да и дорога закончилась, придется нам идти пешком, делаем «Сидячие шаги». Вот как мы весело шагаем! Мы даже испугали «Горного барана». А какой крупный «Виноград» растет в горах! Посмотрите в небо. Какой большой летит там «Орел». Давайте «Последим за орлом» глазками и покажем ему язык. Перед нами большие «Ворота». А за ними огород с разными овощами! В огороде растет «Репка». Вы помните сказку про репку? Хозяин огорода дал нам разных овощей, сложим их в «Корзиночку» и понесем с собой. Вот и пришли мы к большому горному озеру. Давайте немножко передохнем, полежим на солнечной полянке рядом с озером и «Потянемся». Хорошо лежать на полянке. Давайте поздороваемся с ней и скажем: «Здравствуй, полянка». А теперь потянемся «К солнцу». Надуем в животе «Воздушный шарик». Будем лежать и слушать, как «Плещутся волны в озере».
Описание упражнений
1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.
«Заводим мотор». Исходное положение – сидя, руки на коленях. Сначала вращать правым плечом вперед и назад, затем - левым. Затем выполнять вращение обоими плечами вперед и назад. Количество вращений - 5 раз в каждую сторону; увеличивается ежедневно или по мере тренированности.
«Машина-трясучка». Исходное положение – сидя, ноги вытянуты вперед. Начать трясти руками и ногами, слегка подпрыгивая на ягодицах. Руки поднять перед собой параллельно полу и полностью расслабить кисти. Встряхиваются также икроножные мышцы и бедра. При этом можно произносить звук «а».
«Сидячие шаги». Исходное положение – сидя на полу, ногу вытянуты, спина прямая. Начать движение вперед до конца коврика. При этом сильно и резко махать руками, помогаем себе.
«Горный баран». Исходное положение – стоя на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Тянуться головой и всем телом вперед. Можно «пободаться» в парах и сказать «бе-е-е».
«Потянемся-5». Исходное положение - лежа на спине, руки вверху над головой, левая рука лежит на правой руке, а левая нога лежит на правой ноге. По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левая рука и нога расслаблены. По другой команде - все конечности расслабляются. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.
«К солнцу». Исходное положение – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде поднять голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). Затем руки развести в стороны максимально широко, потянуться (3 секунды). Опустить руки вниз и расслабить их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.
2. Массажи.
«Глазки». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения.
«Следим за орлом». Исходное положение – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз, глазами следить за пальцем. Добавить движения языка.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
«Репка». Исходное положение – сидя на корточках, колени - в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко. Возможно групповое выполнение упражнения (по ролям).
Эффект. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями.
5. Сложные растяжки.
«Орел». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Левую ногу занести над правой накрест, поставить левый носок справа от правой стопы или за правую ногу, упереться носком в пол. Вытянуть руки перед собой, перекрестить их так, чтобы локоть правой руки упирался в левую руку над локтем (то есть со стороны сгиба локтевого сустава). Согнуть руки в локтях и постараться соединить ладони. Поднять предплечье по возможности параллельно полу. Согнуть правую ногу, надавливая под колено левой ноги, и присесть как можно ниже, сохраняя баланс. Немного прогнуться в позвоночнике и посмотреть вверх.
Эффект. Развивает лодыжки, улучшает подвижность плечевых суставов, предотвращает судороги в икроножных мышцах.
.
«Корзиночка». Исходное положение – лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо-налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.
Эффект. Повышает и сохраняет гибкость позвоночника, массирует внутренние органы, укрепляет мышцы живота. Хорошо помогает при респираторных заболеваниях. Уменьшает жировые отложения в области живота. Усиливает кровоснабжение брюшной полости, задней и передней сторон туловища. Улучшает тонус спинных нервов.
«Здравствуй, полянка». Исходное положение - лежа на спине, затылком на полу. Поднимать и закидывать ноги к ушам. Задача - постараться дотронуться мысочками до пола за головой и полежать в этом положении 2-5 секунд. Затем надо медленно возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Стараться держать максимально прямые ноги. Не стоит также спешить, не обязательно дотягиваться до пола сразу.
Эффект. Является одним из упражнений, сохраняющих подвижность позвоночного столба и, следовательно, молодость тела. Улучшаются кровоснабжение спинного мозга, функции печени, почек, селезенки, надпочечников, поджелудочной железы. Усиливает перистальтику, дает облегчение при метеоризме. Помогает при опущении внутренних органов, болезнях печени, диабете, пиелонефрите, геморрое.
6. Функциональные упражнения.
«Ворота». Исходное положение - встать на колени рядом друг с другом, примерно на расстоянии метра. Смотреть вперед. Вытянуть ноги в сторону друг друга, скрестив их в лодыжках или голенях. На вдохе потянуться дальней от партнера рукой вверх. На выдохе согнуться в талии в сторону партнера и взять его за руку. Вторую руку поставить на колено.
7. Скороговорка.
«Виноград». «На горе Арарат рвала Варвара виноград».
Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».
8. Дыхательные упражнения.
«Воздушный шарик-5». Исходное положение – лежа на спине. Сделать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под счет: «Поднимаем (раз-два-три, держим (раз-два-три, опускаем (раз-два-три, держим (раз-два-три)». Во время вдоха поднять правую руку и правую ногу и удерживать их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускать их. На следующем вдохе поднимать левую руку и левую ногу и также удерживать их на время задержки дыхания. На выдохе опускать руку и ногу. Выполнять 5-8 раз.
9. Релаксация.
«Плещутся волны в озере». Исходное положение – лежа на спине. «Закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Отдыхают ваши руки. Отдыхают ваши ноги. Все тело отдыхает. Хорошо и спокойно лежать на берегу озера и слушать, как плещутся волны. Теплое солнышко ласково согревает тело. Становится тепло нашим рукам и ногам. Тепло стало всему телу. Хорошо лежать на берегу. Отдыхаем и вспоминаем все задания, которые пришлось нам сегодня выполнить, чтобы добраться до этого прекрасного озера. Хорошо отдохнули. Постепенно волны в озере успокаиваются и плещутся все тише и тише, а мы возвращаемся в нашу комнату (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».