Анна Морозова
«Не хочу в этот садик!» или 4 основных причины нежелания ребёнка посещать ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При возникновении ситуации, когда ребёнок отказывается ходить в садик родители чаще склонны обвинять детский сад, а конкретнее - педагогов ДОУ. «Не нашли подхода к ребёнку», «не смогли найти общий язык», «не сделали», «не обратили внимание» и множество других «не». Но при объективном анализе проблемы выясняется, что не всегда виноват детский сад.
Публикация «„Не хочу в этот садик!“ или 4 основных причины нежелания ребёнка посещать ДОУ» размещена в разделах
1 причина : Такая проблема чаще всего возникает в адаптационный период, и если ребёнок заявляет о нежелании посещать детсад в период адаптации – это совершенно нормально! Примерьте эту ситуацию на себя: на месте ребёнка вы бы предпочли находиться дома – в уютной знакомой обстановке, привычным укладом жизни, заботливыми родителями (бабушками и дедушками) или в незнакомой тревожащей комнате с чужими взрослыми (с которыми непонятно как общаться) и кучей кричащих детей? При правильном подходе воспитателей к процессу адаптации эта проблема через некоторое время уходит сама собой или сглаживается. Здесь нужно просто запастись терпением и дать ребёнку время привыкнуть.
Другое дело, когда адаптация давно закончена или ребёнок уже давненько посещает детский сад, а проблема стоит пред вами – с истериками, нытьём с вечера и прочими радостями. В таком случае стоит выяснить причину такого поведения ребёнка.
2 причина : может быть вполне объективной – например, конфликт со взрослыми или детьми в группе. Ребёнок может объяснять это словами: «Со мной никто не дружит…», «Меня обзывают, обижают…» и т. д. Бывает и такое, к сожалению, когда окружающие ребёнка в детском саду взрослые не совсем профессионально компетентны – авторитарный, жёсткий воспитатель или грубый помощник воспитателя. Сюда же можно отнести и вариант так называемой «несовместимости» взрослого и ребёнка – чаще всего темперамента. Пример: воспитателя – холерика может постоянно раздражать медлительный, неторопливый ребёнок – флегматик - со всеми вытекающими последствиями. К счастью, такие ситуации встречаются гораздо реже, чем вы думаете. В этих случаях конечно, проблема должна решаться на уровне ДОУ с привлечением психологической службы при условии конструктивного взаимодействия всех участников, и чаще всего она решается достаточно успешно.
Психолог и грамотный, внимательный воспитатель помогут и при ещё одной возможной причине – слабости ЦНС,когда ребёнок в силу своих особенностей (ММД, СДВГ и прочее) очень быстро утомляется от пребывания в шумной группе, от общих требований и правил. Это, конечно же, накладывает отпечаток на его личное, негативно окрашенное эмоциональное восприятие детского сада. В таком случае составляется и рекомендуется родителям индивидуальный маршрут сопровождения: с сокращением времени пребывания в ДОУ (составляется совместно с родителями, выделением наиболее значимых мероприятий для ребёнка, мерами предупреждения утомляемости.
Наконец, существует ещё одна причина, наблюдаемая в значительном количестве случаев – когда ребёнок (увы) начинает манипулировать родителями, добиваясь выполнения ими наиболее выгодного для себя варианта поведения, т. е. склоняя оставить его дома, потому-что ему так хочется. В таком случае стоит обратить внимание на детско-родительские отношения в семье. В первую очередь, это семьи, где осознанно или неосознанно поощряется эгоизм или эгоцентризм ребёнка (воспитание по типу «кумир семьи», семейные взаимоотношения по типу «неравной диады (триады)» - «слабый» по характеру родитель и «сильный» эгоцентричный ребёнок и многое другое.
В принципе, ребёнок имеет право не хотеть ходить в детский сад - у него есть свои желания, так же, как и у всех, и это нужно просто принять. Ведь и взрослые не всегда хотят ходить на работу – это будет зависеть от настроя на предстоящий день, от состояния здоровья, психологического климата на рабочем месте и от многого другого. Другое дело, что мы взрослые люди и пересиливаем себя, настраиваясь на то самое «надо», и этому же постепенно мы должны научить ребёнка, объясняя, что не всегда всё происходит только так, как хочется нам.