Лариса Решетникова
Конспект занятия «Наука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.
Задачи: Учить детей вести диалог, правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого высказывания, анализировать свои поступки, развивать связную речь, мышление, артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Публикация «Конспект занятия „Наука вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материал к занятию : Умная Сова, письмо, мяч, зеркала, салфетки, призы – сюрпризы, магнитофон с дискам, клубок ниток.
Предшествующая работа: Разучивание стихов.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее в группе.
- Ой, ребята что это (подходим к сове? Ребята Умная Сова прислала нам письмо. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте дорогие ребята! Я вижу, что вы выросли, повзрослели и скоро пойдете учиться в школу. Мне так хочется узнать, знаете ли вы, какие бывают волшебные слова, сможете их объяснить, в каких случаях эти слова употребляются? Ваша любимая Умная Сова»
Ребята вы сможете ответить Умной Сове?
Но для этого нужно говорить четко и правильно.
Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Жил на свете язычок,
Он любил белить потолок,
Красить стеночки, красить пол.
А когда наведет порядок в доме –
Выйдет на крылечко
И зазвенит беззвучным колокольчиком.
Воспитатель: Ребята для того чтобы наша речь была ясной, понятной собеседнику, нужно не только четко произносить звуки, но и правильно дышать:
упражнение «Задуй свечу» - ребята представьте себе, что у вас в руке свеча (дети держат в руке бумажную полоску). Наберите воздух через нос и задуйте пламя свечи (имитируемая свеча должна колебаться).
Молодцы ребята, а теперь попробуйте повторить скороговорку
Зимним утром от мороза
На заре звенит береза.
Молодцы, здорово.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей.
Воспитатель: Дети, знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. А чтобы не обидеть человека нужно сначала подумать, а потом сказать. А в нашей жизни вы всегда думаете, прежде чем сказать, чтобы не обидеть взрослого, друга, знакомого? (ответы детей).
А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).
Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? – ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.
Воспитатель: А когда благодарим? – дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.
Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.
И робко, и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.
А вот ведь какое чудесное слово!
Какое волшебное слово вы услышали? (ответы детей).
Ребята Умная Сова спрашивает: «Какие два слова чаще всего используются, когда нужно извиниться?» А за что чаще всего приходится извиняться? (ответы детей)
А как вы думаете, какое слово «тяжелее», серьезнее? (ответы детей).
Воспитатель: «Прости» говорят, когда серьёзно обидели человека, сделали ему больно.
«Извини» - «легкое слово» так извиняются за нечаянный поступок.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».
Встретил Витю я, соседа, - встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!
И представьте – зря от Вити
Ждал я слова…
Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? – дети: Извините!
Ребята нам Умная Сова предлагает разобрать некоторые ситуации, и самим поучаствовать в разных ситуациях.
1. Мальчик, пробегая мимо, нечаянно задел девочку. Как ему поступить?
2. Девочка рисует сидя за столом. Она забыла, что рядом на столе стоит бабушкина любимая вазочка. Брат позвал девочку, она оглянулась, задела когтем вазочку, и та упала на пол и разбилась. Кто, по-вашему, виноват в случившемся? Как поступить детям в этом случае?
3. На участке дети играют с мячами. Две девочки перекидывают мячик друг другу. Одна девочка резко бросила мяч, вторая от неожиданности не поймала, мяч попал в проходившую мимо женщину, причинив ей боль. Посоветуйте как поступить девочкам в этой ситуации.
Молодцы ребята вы справились со всеми ситуациями, и умная Сова предлагает немножко отдохнуть.
Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону. Давайте мы сейчас попробуем сказать ласково, вежливо, и приветливым тоном.
Физминутка: Игра «Назови ласково».
Солнце – солнышко, поляна – полянка, снег – снежок, мороз – морозец, дерево – деревце, дом – домик, сани – саночки, дерево – деревце.
ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА :
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим "Спасибо".
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Нам желают. - Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
Воспитатель:
Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети.
Игра: «Догадайся».
Закончи предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. (Простите нас. Пожалуйста).
Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете, откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя:
Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? – дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке.
Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».
- Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.
Ребяыта когда вы здоровались какое у вас было настроение? А знаете иногда странные вещи со мною случаются.
Послушайте стихотворение «Странные вещи»
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь – все огорчаются!
И огорчённые люди встречаются,
И огорчённо деревья качаются.
Я улыбаюсь – горе кончается!
Всюду весёлые лица встречаются.
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему, же так получается?
Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим, и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце доброта.
Чтобы помочь человеку нужно поделиться лучиком солнца. Давайте представим, что кому – то грусно как мы можем помочь этому человеку? (обыгрывание).
Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!
Игра «Давайте поздороваемся».
Ребята, а как вы понимаете пословицу: Слово лечит, и слово калечит (ответы детей).
Конечно, ребята нужно сначала думать что, сказать, а потом уже говорить.
А сейчас давайте поиграем в игру «Связующая нить».
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что больше всего понравилось на занятии, что они запомнили, что хотели бы пожелать дети друг другу.
Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Ребята Умной Сове очень понравилось, как вы занимались, и она приготовила небольшие сюрпризики.