Ольга Шехтер (Молящева)
«Научи меня рисовать!» Особенности изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра. Общими для них являются: проблемы в сенсорном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности, недостаточность зрительного восприятия, недоразвитие речи, трудности в поведении, плохая координаций движений. Все эти нарушения создают сложности при овладении изобразительными навыками.
Публикация «„Научи меня рисовать!“ Особенности изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» март 2024
Актуальность этой проблемы подтолкнула меня к созданию комфортной предметно-развивающей среды в изобразительной студии. Главной целью своей работы считаю - использование специальных приемов, авторских творческих техник, которые делают обучение развивающим, доступным, эффективным.
Дети с ОВЗ рисуют и лепят только то, что умеют. Обычно это заученные темы: дерево, цветы, дороги и т. д. В целом образы очень просты, шаблонны, лишены деталей. У особенных детей - повышенная тревожность, напряжение при виде всего нового. И приходя на занятия в изостудию, не все испытывают желание и потребность рисовать.
Как же тогда увлечь такого ребенка и как организовать творческую деятельность? Самое главное - погрузить неумелых еще маленьких детей в продуктивную деятельность. Поэтому проведение занятий требует бережного и чуткого подхода.
Комфортная предметная среда для обучения детей - это залог успеха педагога и детей, пусть сначала эти успехи будут казаться маленькими и незначительными. Разнообразие игрового оборудования, материалов, пособий помогает в коррекции имеющихся нарушений воспитанников, в стимулировании всех форм детского восприятия.
Для игровых ситуаций, мотивации я придумала и сделала ландшафтные авторские коврики, силуэтные панно из ковролина в виде знакомых детям образов: «Солнышко», «Тучка», «Рыба-кит», «Магазин», «Дом», «Елочка». Подобрала к ним коллекцию игрушек. Панно располагать можно на доске, стене, на столе, на полу. Панно можно располагать на стене, на столе, на полу. Главное, в чем и заключается новизна - каждое панно вызывает яркие эмоции, позволяет превратить занятие в увлекательную игру.
Например, с ковриком-макетом «Лесная поляна» предлагаю нетрадиционным способом тему для лепки.
Панно «Многоэтажный дом» помогает увидеть строение дома, потрогать его элементы, сосчитать этажи, увидеть форму крыши, окон. Тактильная «Рыба-кит» знакомит с обитателями моря. Панно «Натюрморт» помогает закрепить названия оттенков, учит создавать многоплановую композицию, развивает чувство цвета и формы. Панно «Ель, «Березка», «Сосна» знакомят с растительным и животным миром нашего края.
В студии имеется специальное место для разгрузки и релаксации - мягкий ковер с подушками и тактильными игрушками. Ребенку с аутичными чертами есть возможность уединиться, создав свой маленький комфортный собственный мир.
Для рассказывания «образных цветных сказок» есть необычный большой яркий фланелеграф для «сухого рисования», самодельные тактильные диски разной формы в виде животных, покрытые фактурными материалами, размещенные на свободной стене. Дети их трогают, гладят, меняют местами, радуются, испытывая новый сенсорный опыт.
Имея большое разнообразие пособий, игрушек я использую их в различных непредвиденных ситуациях, а также как форму поощрения. Моя задача - привлечь детей с ОВЗ к выполнению образовательной задачи разными способами.
Для вовлечения детей в деятельность, существует много специальных упражнений, нетрадиционных техник рисования, значение которых не стоит обесценивать в изо-терапевтической практике. Рисование нетрадиционными материалами дает самые неожиданные варианты изображения на бумаге, оно доступно для любого ребенка и позволяет ощутить положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его индивидуальность.
В своей работе я пробовала многие виды техник рисования, но не все они подходят особым детям. Больше увлекают простые и понятные способы рисования. То, что хорошо получается у одного, другому ребенку не подходит. Поэтому подходы работы с каждым ребёнком - индивидуальны. Каждое задание подстраивается под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способа исполнения. Поэтому я стараюсь разнообразить техники исполнения работ и предлагаю не только карандаши и кисточки, а печатки, штампы, маркеры. Ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, а другому - делать большие заливки краской и губкой.
Особенно эффективно и увлекательно для детей рисование «волшебными» фломастерами, восковыми стружками, шариками, пальчиками, мягким неоновым пластилином, рисование по мокрой ткани пипетками, печать листиками, игрушками. Роспись силуэтов из картона, гуашевые отпечатки, кляксография. Необычные материалы дают возможность почувствовать свои силы при создании простой картинки, повышают интерес к процессу рисования.
На начальном этапе обучения дети порой просто марают бумагу - это носит терапевтический эффект и это уже будет для некоторых большим достижением. Свободное беспредметное рисование увлекает и успокаивает. В это абстрактное пространство можно внести образ - и тогда рисунок оживет.
Предлагаю ребенку выбрать картинку (близкий, понятный объект). Прием подвижной аппликации помогает создать интересный сюжетный рисунок. Впечатлительные, тревожные дети при этом испытывают чувство защищенности и безопасности. Раскрашивание силуэта знакомого предмета сокращает время на выполнение работы - это создает «ситуацию успеха», что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
В течение всего обучения изобразительная деятельность помогает в регуляции поведения. Импульсивным детям предлагаю: не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенных деталях; дорисовать рисунок до конца. Детям инертным, вялым даю упражнения на развитие мелкой моторики: прием рука в руке, рисование цветных дорожек, смешивание красок на палитре, эксперименты с пипетками, цветной водой, совместное создание рисунка, игра в кляксы по очереди с педагогом.
Для лепки поделок из пластилина, соленого ароматизированного теста помогает специальное самодельное оборудование: наборы формочек, фигурные валики, шприцы и скалки, печатки разного размера и формы. Игры с тактильными материалами дарят приятные ощущения, обучение проходит интересно и занимательно. Дополнительные материалы: бусины, ракушки, пайетки, пуговицы, крышечки и природный материал выигрышно украшают детские «творения».
На втором и третьем этапе обучения появляется интерес к деятельности, самостоятельность в выполнении заданий, «творческие изюминки», осознанность в выборе цветовой гаммы рисунка. За счет этого усложняются образы и предметы, предлагаемые для рисования и лепки. Техники рисования тоже : пластилиновые витражи, барельефы из соленого теста, восковая живопись, рисунки пастелью классической и масляной, рисование с опорой на схему-алгоритм, совмещение изобразительных материалов в одном рисунке.
В своей работе делаю акцент на игровые приемы, интерактивные мини-сказки, «разноцветные» стихи-малютки, пальчиковые игры с карандашом и кисточкой в руках.
Погружению в деятельность способствуют авторские театральные куклы: разноцветные карандаши на палочках, говорящие игрушки, плоскостные фетровые модели с двигающимися частями тела, эмоциональные смайлики, яркие предметы на палочках для зрительной гимнастики. А кукла - «Карандаш Рисовашка» поддерживает, оценивает, подсказывает последовательность выполнения работы. Все эти пособия помогают детям сосредоточиться, с желанием заниматься, творить.
Секретный ресурс рисования в том, что оно дает возможность, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности особенного ребенка и создает благоприятные условия для его развития.
Мой опыт работы с детьми с ОВЗ показал:
У детей появился интерес к изобразительной деятельности и результатам своего творчества.
Улучшились технические навыки.
Повысилась самооценка, уверенность в себе за счет признания ценности своего труда;
Богатый художественный материал помог детям ярко и полно отражать в рисунках явления окружающий мира.
Авторские пособия, игрушки, макеты, панно сделали обучение детей с ограниченными возможностями здоровья эффективным, доступным, интересным.
Литература:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384), 2019 — URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do ( дата обращения: 20.01.2022, п. 3.2.7.
2. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 389с.
3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей /С. Ньюмен; пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. - М. : Теревинф, 2004.- 240 с.
4. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. ; под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. - СПб: ЦДК, 2010. - 415с.