Милана Алхасова
«Наши опыты с фотоотчетом»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно – экспериментальная деятельность в группе «Вишенка».
Воспитатели: Алхасова М. З
Тема: «Посадим дерево» .
Цель: Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).
Материал: песок, глина.
Оборудование: ёмкости, палочки.
Вывод: Песок рыхлый и неплотный, глина - плотная.
Тема: «Где вода?»
Цель: Помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Материал: сухой песок, сухая глина, вода.
Оборудование: прозрачные ёмкости, мерные стаканчики.
Публикация «„Наши опыты с фотоотчетом“» размещена в разделах
Вывод: Песок лучше впитывает воду.
Тема: «Волшебный материал».
Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.
Оборудование: ёмкость
Вывод: «Песочная посуда» воду не держит, лопается. Глиняная какое-то время сохраняет форму.
Тема: «Окрашивание воды».
Цель: Помочь выявить свойства воды.
Материал: вода (холодная и теплая, кристаллический ароматизированный краситель.
Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Вывод: Вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.
Тема: «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал: прозрачная вода, краски.
Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Тема: «Водяные весы».
Цель: Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.
Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины, гайка, картон.
Вывод: уровень воды изменился.
Тема: «Реактивный кораблик».
Цель: Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблика.
Материал: вода.
Оборудование: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.
Вывод: с помощью движения воды можно передвигать предметы.
Тема: «Веселая полоска».
Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).
Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.
Тема: «Друзья».
Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал: вода.
Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Вывод: в состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.
Тема: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Материал: вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда.
Оборудование: три стаканчика, водный термометр.
Вывод: в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Тема: «Танец горошин».
Цель: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Материал: вода, горошины.
Оборудование: баночка, трубочка, салфетки, лист бумаги, карандаш (для каждого ребенка).
Вывод: Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Тема: «Поиск воздуха».
Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: вода.
Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость.
Вывод: Вокруг нас везде есть воздух.
Тема: «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него».
Цель: Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.
Оборудование: воздущный шарик, скотч, игла.
Вывод: Имеется способ протыкания воздушного шарика без вреда для него.
Тема: «Подводная лодка из винограда».
Цель: Показать, как всплывает и поднимается подводная лодка, рыбка.
Материал: свежая газированная вода (лимонад, виноградинка.
Оборудование: стакан.
Вывод: Рыбы могут подниматься вверх в воде и опускаться вниз благодаря сжатию и расширению плавательного пузыря.
Тема: «Делаем облако».
Цель: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.
Материал: горячая вода, кусочки льда.
Оборудование: трёхлитровая банка, противень.
Вывод: Поднимающийся вверх воздух охлаждается, встречаясь вместе, капли становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Тема: «Что любят растения?»
Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Материал: два-три одинаковых растения.
Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.
Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почв.
Тема: «Где живут зёрнышки?»
Цель: Познакомить со строением колоска.
Материал: колоски.
Оборудование: подносы.
Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.
Тема: «Где прячутся детки?»
Цель: Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения, овощи.
Вывод: Новые растения прорастают из семян.
Тема: «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»
Цель: Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.
Материал: растения с бутонами.
Вывод: Полученные результаты зависят от многих факторов, поэтому воспитатель должен уметь объяснить реально получившиеся результаты.
Тема: «Хитрые семена»
Цель: Познакомить со способами проращивания семян.
Материал: семена бобов, кабачков, земля.
Оборудование: две баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Вывод: Заранее замоченные семена проросли быстрее.
Тема: «Соревнование».
Цель: Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: почва (рыхлая и уплотненная, черенок традесканции.
Оборудование: две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Вывод: Уплотненная почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду, рыхлая почва хорошо пропускает воду и воздух, быстро высыхает.
Тема: «Потеря воды во время дыхания».
Цель: Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.
Оборудование: холодное стекло.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям подышать на холодное стекло.
Что вы увидели? Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха.
Вывод: Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.
Тема: «Вкусовые зоны языка».
Цель: Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
Материал: сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода.
Оборудование: зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце, стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям выполнить опыт : смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает подумать и после пробы из каждого блюдца назвать, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т. п. Затем подводит итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает.
Вывод: Сухой язык вкус не ощущает.
Тема: «Значение расположения ушей».
Цель: Помочь определить значимость расположения ушей на противоположенных сторонах головы человека.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
2. Выполнение эксперимента.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперемент.
Вывод: Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон.
Тема: «Отгадай на вкус».
Цель: Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).
Материал: от 3- 5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи. Воспитатель предлагает детям определить на вкус разные продукты.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов, при этом глаза у него закрыты.
Вывод: Вкус пищи можно определить, не глядя на неё.
Тема: «Угадай по запаху».
Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Материал: продукты – лимон, шоколад, хлеб и т. д.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Существует четыре основных вкуса: сладкий, кислый, горький и соленый. Воспитатель предлагает детям назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т. д.). Затем ребенок закрывает нос и, вдыхая воздух только ртом, выполняет аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить продукта. Необходимо попробовать его на вкус.
Вывод: При нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
Тема: «Откуда берется голос?»
Цель: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.
Что вы сделали для того, чтобы слова были услышаны?
- Откуда выходили громкие слова?
Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише.
Что почувствовали рукой, когда говорили громко?
Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом?
2. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.
Что надо сделать, чтобы звук был громче? Воспитатель объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Если дернуть сильно за нить, она порвется.
Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.
Тема: «Рукам своим не верю».
Цель: Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.
Материал: вода – холодная, комнатная и горячая.
Оборудование: три миски.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с водой.
Что будут ощущать руки, если их поочередно опустить в горячую или в холодную воду, а потом в воду комнатной температуры?
2. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя опускают одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут они погружают обе руки в воду комнатной температуры.
Горячей или холодной вам кажется вода?
Вывод: Руки ощущаются тепло или холод в зависимости от того, в каком температурном режиме они до этого находились.
Тема: «Исследование природы с помощью органов чувств».
Цель: Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаш.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Задумывались ли вы над тем, что мы воспринимаем окружающий мир главным образом с помощью зрения и слуха? Мы наслаждаемся красотой природы, вслушиваемся в пение птиц и шелест листвы, но совершенно забываем о том, что природа дала нам возможность воспринимать и другие ощущения.
2. Выполнение эксперимента.
Ребята, двигаться надо медленно, не толкаться.
Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, то есть попросту завязать глаза. «Отключив» зрение, мы помогаем активизироваться слуху, обонянию, осязанию и вкусу.
Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием, вкусом.
Тема: «Ящик ощущений».
Цель: Развивать тактильную чувствительность.
Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Заведите у себя «ящик ощущений».
2. Выполнение эксперимента.
Для того чтобы изготовить такой ящик, надо взять плотно закрывающуюся картонную коробку и прорезать в стенке отверстие, чтобы в него пролезла рука ребенка. Чтобы дети определяли в коробке только на ощупь, можно пришить к отверстию рукав от старого детского свитера или часть старого толстого шерстяного носка.
Каждый день класть в «ящик ощущений» какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети на ощупь определяют предмет, лежащий в ящике.
Вывод: Тактильные ощущения помогают определять предметы.
Тема: «Тайный похититель варенья».
Цель: Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
Материал: измельченный ножом карандашный грифель, краска, скотч.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, ее взял Карлсон. Рассказывает о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев.
2. Выполнение эксперимента.
Не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.
Пусть дети натрут готовым порошком себе палец.
- теперь нужно прижать палец к кусочку скотчу, а скотч приклеить белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Тогда –то мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья.
Вывод: Дети выяснили, что отпечатки пальцев у всех людей разные.
Тема: «Чёрное и белое».
Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: салфетки из ткани чёрного и белого цвета (на каждого ребенка)
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель читает двустишие:
Белая тряпочка похожа на зайчика,
Тряпочка черная – на ворона огородного.
Потрогайте салфетки. Скажите, какие они?
2. Выполнение эксперимента.
Под руководством воспитателя кладут салфетки черного цвета на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут.
Прикоснитесь рукой. Что произошло?
Вывод: Дети выяснили, что белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагревается слабо. Чёрный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка чёрного цвета становится горячей.
Тема: «Солнечные зайчики».
Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал: зеркало.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.
2. Выполнение эксперимента.
Обращаться аккуратно с зеркалом, чтобы его не уронить.
Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.
- Какая поверхность на ощупь?
- блестящие предметы отражают солнечные лучи.
Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.
- Что происходит?
- Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком.
Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи.
- Что происходит?
- Пошевелите рукой. Что происходит?
Вывод: Дети выяснили, что все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.
Тема: «Радуга».
Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.
Материал: вода.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Можно ли увидеть радугу в комнате.
2. Выполнение эксперимента.
Аккуратно пользоваться зеркалом. Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.
Вывод: Дети узнали, что радугу можно увидеть и в комнате.
Тема: «Необычные кораблики».
Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал: вода.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель читает двустишие:
Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку.
Ты вези, кораблик, песенку мою.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылочки, подуть в них.
Дети выполняют задание, что вы услышали?
Воспитатель предлагает детям превратить бутылочки в кораблики.
2. Выполнение эксперимента.
Дети, нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками.
Дети опускают одну бутылочку на воду и наблюдают за ней.
- Что с ней происходит?
Другую бутылочку воспитатель плотно закрывает пробкой. Дети опускают ее на воду.
- Что происходит с бутылочкой?
Погружают ее в воду.
- Что происходит с бутылочкой?
Вывод: Дети выяснили, что первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.
Тема: «Секрет сосновой шишки».
Цель: познакомить с изменениями формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: две сосновые шишки, теплая вода.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель читает стихотворение:
Белка шишку сорвала,
А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной,
Очень скучно ей одной.
Возьми ее и поиграй.
А во что? Сам угадай!
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям потрогать шишку.
Какая она, с какого дерева и почему стала такой?
Дети рассматривают шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки.
- Почему они не сгибаются?
Воспитатель предлагает детям опустить шишку в теплую воду.
-Что происходит?
Воспитатель оставляет шишку в воде на сутки. На следующий день дети рассматривают шишку.
- Шишка изменила форму. Почему?
-Почему шишка опустилась на дно?
Вывод: Дети выяснили, что сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно. Объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги.
Тема: «Мыло-фокусник».
Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал: губка, мыло, трубочка.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.
2. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло.
Какое мыло?
Обследуют воду.
- Какая вода?
Делают быстрые движении я руками в воде.
-Что происходит с водой?
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
- Каким стало мыло?
Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отжимают.
-Что происходит с водой?
Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.
-Что происходит с пеной?
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
Что происходит?
Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее.
-Что появляется на поверхности воды?
Вывод: Дети выяснили, что сухое мыло – гладкое. Мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать. Мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь.
Тема: «Как замесить тесто?»
Цель: Познакомить с составом теста.
Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как замешивается тесто.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель демонстрирует ингредиенты для изготовления тесто.
Рассмотрите и назовите все ингредиенты будущего теста.
Воспитатель замешивает тесто.
-Что можно слепить и испечь из теста?
Вывод: Дети выяснили, что тесто изготавливают из муки.
Тема: «Мой веселый, звонкий мяч».
Цель: Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
Материал: вода.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки.
2. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях.
Какой он?
Опускают в ванночку с водой.
- Что происходит с мячиком, почему он не тонет?
Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.
-Что произошло с мячиком?
Вывод: Дети узнали, что мяч заполнен воздухом, он лёгкий – легкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Тема: «Узнай всё о себе, шарик».
Цель: Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Материал: воздушные шары (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель приносит в группу воздушный шарик.
2. Выполнение эксперимента.
Не надувайте очень большие шарики.
-Поиграйте шарик. Какая резина?
С помощью манипулятивных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.
-Покажите, каким маленьким может быть шарик.
Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его.
- Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим?
Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух
Вывод: Дети выяснили, что резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.
Тема: «Чудесные спички».
Цель: Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.
Материал: вода.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со спичками
Что будет, если спички намочить?
2. Выполнение эксперимента.
Понадобится 5 спичек. Воспитатель надламывает их посредине, сгибает под прямым углом и кладет на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.
Что стало со спичками?
Причина этого явления, которое называется каппилярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по каппилярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Вывод: Дети узнали, что дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.