юлия валерьевна пожарская
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Наша Родина»
▼ Скачать
Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране,городу у дошкольников.
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
- продолжать знакомить детей с Челябинской областью; дать представление о том, что Челябинск является главным городом области;
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста „Наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
-познакомить детей с государственной символикой родного города;
- обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций по заданной теме;
- чтение художественной литературы о родной стране;
- рассматривание семейных фотографий;
- беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»;
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в путь и проверить свои знания? Итак, вперед…начинаем наше путешествие по России.
Отправимся мы путешествовать на самолете.
Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет.
Вот мы прилетели на первую станцию, которая называется:
Станция №1 «Адрес моей страны».
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Посмотрите, какую территорию на карте занимает наша страна
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много
-озер, морей и рек?
- Где ещё вы видели изображение территории России? (на глобусе).
- Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Кто знает (Евразия?
- наша стана называется? (Россия).
- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)
У всех стран есть главные города.
- Как называется самый главный город нашей страны?
- Москва – столица нашей Родины.
- Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны.
- Наша столица – самый большой город России.
- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент).
- А кто знает, как зовут нашего президента?
Молодцы.
И снова мы отправляемся в путь, но уже не на самолете, а на поезде.
Поезд наш по рельсам мчится.
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился
Вышли все мы из него. И оказались на станции, которая называется:
Станция №2 «Знаки и символы».
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что это звучит, ребята?
- Что такое государственный гимн? (главная песня страны).
- Когда она исполняется (в особо торжественных случаях)
- Как её слушают? (слушать её надо стоя, проявляя уважение).
- Кто знает, что изображено на этой картинке? (гербы).
- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.
- Под какой цифрой он изображён?
- Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).
Это гербы разных стран.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- как вы думаете, что зашифровано в символах нашего герба?.
Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом, что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также, как и герб, отличает нас от других стран.
- Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг).
Далее воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге ( например:Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).
- Ребята, здесь все флаги перепутались
Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов российский флаг.
- Как выглядит флаг нашей страны?
- Под каким номером он стоит?
- С чем мы сравниваем эти цвета нашего флага? (ответы детей).
стихотворение «Флаг России» :
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников).
А теперь мы немножко отдохнем.
Я предлагаю вам сделать физкультминутку «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. Мы с вами останавливались на двух станция и ехали на разном транспорте, продолжим наше путешествие и поедем теперь на машине.
Машина наша просто класс!
Садимся мы в неё сейчас.
И будем мы кататься,
Друг другу улыбаться.
Вот мы и приехали, а станция наша называется :
Станция №4 «Народные промыслы».
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.
- Так появилось что? (русские народные промыслы.)
- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Для этого мы отгадаете мои загадки.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор. (дымковская)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. (матрешка)
Чудо - роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись …Городца!
Железная пластинка,
На ней простой пейзаж:
Березки и рябины,
Горы далекой кряж. (Златоустовская гравюра)
Какие вы все молодцы, все загадки отгадали, а теперь мы немножко подвигаемся и продолжим наше путешествие.
Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. А продолжим мы наше путешествие на корабле.
Мы по трапу поднялись
На большой корабль.
Он повел нас по волнам
К новым, дальним берегам.
Вот мы и приплыли на следующую станцию, а называется она:
- Ребята, а я не знаю как называется наша станция, может вы мне подскажите?
Станция№5 «Мой город»
- Посмотрите на фотографии…вы узнаете этот город? - Как же тогда называется наша станция? (Мой город).
- Ребята, а вы знаете, что наш город является главным городом нашей области и у него, как и у всех городов, тоже есть свои символы: флаг и герб.
Скажите, как выглядит герб нашего города?
Давайте рассмотрим герб нашего Города. Ребята рассматривают герб города, выясняют его особенность.
Герб Челябинска разделен на две части: трава (находится на нижней половине герба) и кирпичная стена (располагается на верхней половине герба).
Самым ярким элементом на гербе, является верблюд золотого цвета. Неизвестно, сколько горбов у этого верблюда, но на своей спине он переносит груз. Верблюд стоит и смотрит в левую сторону (на Запад)
В изображении герба используются три основных оттенка. Так, фон делится на яркий зеленый и приглушенный серый, а золотым ярким акцентом в середине герба является изображенное животное. Все детали прорисованы при помощи черных тонких линий.
Золотой цвет верблюда имеет значение богатства и успехов, это символ наполненности полей, изобилия. Связано это с тем, что Челябинск принимает большое участие в торговле. Символизирует надежду, величие, стабильность, прочность. Почему верблюд?
Данное животное сыграло большую роль в истории города и области в целом. Большую роль сыграло здесь географическое положение города – построен был он на месте, где была линия «Великого шелкового пути».Это означало, что именно на этом участке часто проводилась торговля, обмен хорошими товарами.
Стена также имеет своего геральдическое и историческое значение. Ее серебряный цвет является олицетворение разумности, благородства, чистоты помыслов. Естественно, прямое значение – высокая степень защиты, ведь здесь была основана крепость Челяба (ее часть и изображена на щите);
Зеленый цвет является символом плодородия, богатства почвы и денежного богатства. Зеленый также говорит о молодости, уверенности.
–А как вы думаете, чей герб и флаг изображены рядом с гербом города Челябинска? - Чем богата и знаменита наша область? (лесами, озерами, жив. миром).
Наша область занимает определенное место на карте России, давайте посмотрим карту нашей области.
- Что обозначено точками на карте? (города).
- Как узнать, где главный город, если мы не умеем читать? (большая точка)
- Какие еще города есть в нашей области? Кто знает?
- Ребята, что вы можете рассказать про свой город? (город военной славы).
- Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии
- Какие вы все молодцы, но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус
Автобус везёт ребятишек в детский сад.
И каждый ребёнок тому очень рад.
Автобусы в городе очень нужны,
Для всех пассажиров они все важны.
Станция №6 «Финишная»
- Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами приехали на станцию финишную.
- Вам понравилось наше путешествие?
- На каких станциях мы побывали?
- О чем мы говорили на первой станции?
- Кто мне скажет, где мы путешествовали? (по России).
- О чем мы с вами беседовали на второй станции?
- Что мы узнали на третьей станции?
- Что вы запомнили?
- Молодцы!
- Что такое Россия?