Ольга Быцко
Проект «Наша нерпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Актуальность.
Публикация «Проект „Наша нерпа“» размещена в разделах
Рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем ответы в книгах, в художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Рассчитываем, что благодаря разработке и внедрению проекта “Знакомство детей с нерпой” дети познакомятся с описанием жизни, паводок нерпы в Байкале, получат научно-достоверные знания о животном и водном мирах, обогатиться их речь, пополнится словарный запас.
Проблема.
Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах животных; о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые детьми из окружающего мира довольно скудны разрозненны. Процесс ознакомления с родным краем должен быть разнообразен и регулярен.
Продолжительность проекта : Среднесрочный (2-х недельный)
Участники проекта : Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.
Цель проекта : Всестороннее изучение родного озера Байкал. Расширять и уточнять у детей представления о нерпе-как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал: её внешнем виде, особенностях строения, поведения, о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы для человека. Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания. Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.
Задачи проекта.
1. Развивать поисковую деятельность детей.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
3. Активизировать речь детей.
4. Сформировать у детей представления о Байкале и нерпе.
5. Воспитать эстетические чувства.
6. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта.
7. Воспитывать любовь и заботу к животным.
8. Расширять кругозор и словарный запас детей.
Предварительная работа.
1. Сбор фотографий о Байкале, нерпе, чтение художественной литературы, видеофильмы, загадки, игрушки нерпы.
2. Беседы о родном крае, о Байкале.
3. Посещение нерпинария.
4. Дидактические игры “Кто чем питается?”, “Чей малыш?”? “Как кто передвигается?”, “Кто как кричит?”
5. Выставка рисунков и аппликаций после посещения нерпинария.
Результат:
• Оформление выставки рисунков и аппликаций.
• Презентация о Байкале и байкальской нерпе.
• Роль родителей в реализации проекта.
• Помощь в изготовлении макетов.
• Помощь в организации выезда в нерпинарий.
Этапы проекта :
1 Этап. Подготовительный:
Взаимодействие с детьми и их родителями.
Постановка целей, задач.
Определение методов.
Подбор художественной литературы.
Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
Библиотека: Стихи, потешки для развития мелкой моторики. Загадки.
Картотека: Артикуляционных упражнений на тему “Дикие животные”
Картотека: Этюды на выражение основных эмоций.
2 Этап. Непосредственно реализация проекта.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть животных и их детенышей, среди обитания.
Формирование правильного отношения к животным.
Реализация проекта.
Виды
деятельности
Цели Интеграция образовательных областей Совместная образовательная деятельность в режимных моментах и
Чтение художественной литературы Развивать память, знакомить с народным творчеством и произведениями Иркутских авторов.
Воспитывать любовь к природе. Расширять словарный запас. “Речевое развитие”
“Социально-коммуникативное развитие”
“Познавательное развитие”
“Художественно-эстетическое развитие”
“Физическое развитие” Млекопитающие-нерпа чудо Байкала // Сибирячок. - 2002.-№ 3. – С. 46-47.
Сказки, рассказы, проза Агеева, С. Н. Нерпёнок / С. Н Агеева // Сибирячок. – 2001.- № 2. – С. 38-39. (см. хрестоматию) Галкина, В. И. Кто в Байкале живет? / В. И Галкина // Сибирячок. 1998. - № 4. – С. 21-29.
Я хочу, чтобы нерпы жили долго! // Сибирячок. – 2003. - № 4. – С. 46-47.
Коллекция открыток “Байкальский тюлень”, фотографий “Подводный мир”.
Двигательная деятельность Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Формировать умение чутко прислушиваться к своему организму. Формировать навыки личной гигиены. Рассказать о пользе байкальского, лесного воздуха и его значения для здоровья человека. “Познавательное развитие”
“Речевое развитие”
“Физическое развитие” Экскурсии, походы, совместные прогулки.
Музыкальная деятельность Развивать память, слух, внимание, разучивание движений.
Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искуства. “Речевое развитие”
“Социально-коммуникативное развитие”
“Познавательное развитие” Прослушивание фонограмм, звуков птиц, звуков передающих характер животных, звуков природы.
Игровая деятельность Развивать познавательный интерес детей, расширять опыт ориентировки в окружающем мире.
Ознакомить с окружающим и предметным миром.
Учить различать большие и маленькие.
Обогащать сенсорный опыт детей.
Развивать аналитические способности.
“Речевое развитие”
“Социально-коммуникативное развитие”
“Познавательное развитие”
“Художественно-эстетическое развитие”
“Физическое развитие” Дидактическая игра: «Чей детеныш?», «Кто в теремочке живет?».
«Отгадай и назови», «О ком я говорю», «Кто лишний?», «Мама и малыш», «Дикие и домашние животные», «Кто в лесу живет?»
Сюжетно ролевая игра:
«Зоопарк», «Путешествие в лес», «Дома для животных»
Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»
Дидактическая игра: «Собери орнамент»
Двигательная деятельность Развивать мелкую и крупную моторику рук.
Развивать речь как средства общения.
Развивать память.
Развивать у детей желание играть вместе. Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия персонажей. “Речевое развитие”
“Социально-коммуникативное развитие”
“Познавательное развитие”
“Художественно-эстетическое развитие”
“Физическое развитие” Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы», «Пройди мишкой – проползи мышкой», «Зверята»
Пальчиковые игры: «Зайка», «Кошки-мышки»,
«В гости», «Лес», «Ёжик»
Этюды на выражение эмоций.
Изобразительная деятельность Формировать навыки организации коллективной трудовой деятельности: быть аккуратными во время работы, помогать товарищам и взрослым, не бросать дело, не закончив его. Воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Навести порядок в коробочках с картинками, изображающих животных и птиц.
Изготовление нерпы из манной крупы. (на искиз нарисованной, промазанной клеем нерпы сыпем манную крупу, ждем когда подсохнет, затем раскрашиваем в черный цвет и рисуем глазки. Также можно оставить нерпу в белом цвете.
Дежурство по столовой, по подготовке материала для совместной деятельности.
Литература:
1. https://zooex.baikal.ru
2. https://ozerobaikal.info/baikal/baikal_vopros_otvet/127-nerpa-mlekopitajushhee-bajjkala.html
3. https://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1403