Светлана Маркова
Экологическая программа «Наш дом — природа» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
1. Я и природа
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы.
Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло, вода, воздух (ветер, растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).
Публикация «Экологическая программа „Наш дом — природа“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Практическая работа. Работа на экологической тропе.
2. Вода
Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных животных, растений (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега).
Практическая работа. «Исследователи воды»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, в которых упоминаются водные объекты, создание портрета «Волшебной воды».
3. Воздух
Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязненным воздухом, понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т. д.). посадка растений на улице и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
Практическая работа. «Исследователи воздуха»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, которые отражают характер погоды).
4. Солнце
Обучающий компонент. Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы).
Практическая работа. Роль света д в жизни комнатных растений. Разучивание тематических песен, содержание и мелодия которых напоминают природные объекты и явления.
5. Камни, песок, глина
Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. п.) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются).
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту (глина, кирпич, посуда, камень – строительство, памятники, укрепления и пр.). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.
Практическая работа. «Определение свойств песка и глины».
2 год обучения
1. Почва
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, их роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, весеннее удобрение, уход за комнатными растениями). Формирование основ понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
Практическая работа: Заготовка песка, земли. Создание альпийской горки (альпинария).
Игры: Инсценировка игры «Обитатели почв».
2. Растения
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники. Травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми. Растения – пища животных и человека. Развитие растений (на примере1–2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизни растений. Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растениях.
Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умения различать ядовитые растения.
Практическая работа: Высадка светолюбивых и теневыносливых растений на альпийской горке. Полив растений, защита от перегрева в жаркое время года. Создание небольшого водоема с водными растениями.
Игры: «Танец цветов», постановка танца, отражающего особенности растений. Игра с мячом «съедобное – несъедобное». Рисунки – фантазии на тему растений.
3. Животные
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1 – 2 видов, обитающих на территории края, области.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения в животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и «их» дома, местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
Практическая работа: Кормление и уход за обитателями живого уголка. Наблюдения за сезонными изменениями зверей живого уголка. Знакомство с гнездами птиц родного края.
Игры: «Танец животных», отражающий поведение животных в природе. Изготовление макетов животных из пластилина. Рисунки-фантазии красками. Музыкальные занятия с соотнесением музыкального произведения с видом животного. Театральные постановки литературных произведений, главными героями которых, являются животные и растения.
Прослушивание записей голосов животных и птиц родного края; игра «Угадай, чей голос?»
4. Лес
Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). «Дома» лесных растений и животных. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.
Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
Экскурсии и прогулки : Экскурсия по площадке детского сада. Знакомство и наблюдениями за деревьями и кустарниками.
Практическая работа: Наблюдения о взаимосвязях живой и неживой (свет, тепло, вода) природы на альпийской горке.
Игры: Театральные постановки о жизни леса и его обитателей. Рисунки-фантазии на тему «Лес – наше богатство». Изготовление тематических указателей о защите леса. Воспроизведение на игрушечных музыкальных инструментах шума листвы.
5. Человек и природа
Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты от отрицательного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Воспитывающий компонент. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.
Экскурсии и прогулки : «Экологическая тропинка». Выбор хозяина тропы. Размещение на маршруте различных природоохранных знаков, табличек, указаний.
Практическая работа: Создание «Живой Красной книги». Наблюдения за примерами вредного воздействия человека на природу : изменения растительного покров под влиянием вытаптывания.
Игры: Рисунки-фантазии красками, отражающими «настроение» природы. Инсценировка «Праздник природы», отражающей красоты живого мира. Театральное представление «Вымершие животные». Конкурс рисунков «Хозяин экологической тропинки». Театральное представление о рациональном отношении к природе.
Итоговое занятие
Подведение итогов. Проведение викторин, конкурсов. Изготовление поделок из природного материала. Выставка детских работ.