Лариса Хайфуллина
Перспективный план по индивидуальной методической теме «Фольклор как средство развития коммуникативных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МКУ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИШМИНСКОГО РАЙОНА
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» С. ЕРЕМЕЕВО
Перспективный план
По индивидуальной методической теме :
«Народный фольклор как средство развития коммуникативных навыков»
на 2020-2021 учебный год
с детьми младшей группы
Воспитатель: Хайфуллина Л. М.
Актуальность.
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.
К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.
Задачи.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.
Сентябрь
Октябрь
Работа с детьми
Тема: Милости просим, гости дорогие
Образовательная технология
1. Беседа с детьми «О матрёшке». Познакомить детей с избой и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.
2. Петушок - золотой гребешок. Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.
3. Как у нашего кота. Познакомить детей с обитателем избы - котом Васькой; заучить потешку Как у нашего кота; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.
Игровая технология
1. «Измени голос». 2. Хоровод-игра «Мышки на лугу» 3. Знаешь – ли ты?
Здоровьесберегающая технология
1. П/игра «Птицы, на гнезда!».
2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Тема: Ходит осень по дорожкам
Образовательная технология
1. Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок». Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно ласково в обращении к котику и укоризненно в словах
2. Мы ходили в огород. Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов овощи, огород, грядки, твердая, круглая, продолговатая; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
3. Семья Петушка. Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением, курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
4. Колобок. Напомнить детям содержание сказки Колобок; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.
Игровая технология
1. Игра: «Прогулка» 2. Игра – импровизация «Листочки в саду». 3. Игра «Воображаемое путешествие»
Здоровьесберегающая технология
1. Пальчиковая гимнастика «Вот у нас игра такая», 2. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Влияние фольклора на формирование личности»
Изготовление поделок из природного материала: «Любимые персонажи сказок»
Оснащение предметно – развивающей среды
Изготовление шапочек к хороводной игре, дополнить материал к игре «Театр»
Выставка поделок
Ноябрь
Декабрь
Работа с детьми
Тема: «Потешку ты, дружок, послушай и сыграй»
Образовательная технология
1. «Ходит сон близ окон» Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.
2. «Водичка, водичка, умой моё личико» Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.
3. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в избе.
4.«Заюшкина избушка» Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой Зайки.
Игровая технология
1. Игра «Дедушка Молчок», 2. игра «Тень», 3. с/и «Путешествие в осенний лес», ТРИЗ
«Угадай, что я загадала»
Здоровьесберегающая технология
1. Пальчиковая гимнастика «Сказочные существа», 2. коррекционные упражнения для глаз, развитие детской пластики.
ТСО (аудиозапись грустной и весёлой мелодий).
Тема: «Волшебный праздник».
Образовательная технология
1.«Девочка и лиса» Познакомить детей со сказкой Снегурушка и лиса; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой Кто позвал; развивать слуховое внимание.
2. «Уж ты, зимушка-зима». Обогащать словарь детей тулуп, рукавицы, валенки, шаль; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.
3. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.
4. «Сундучок Деда Мороза» Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.
Игровая технология
1. д/и «Узнай гостя», 2. Игра «Найди одинаковые снежинки», 3.«Украсим ёлочку», 4.«Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации.
Здоровьесберегающая технология
1. пальчиковая гимнастика «Льдинки, ветер и мороз»,«Ёлочка», «Снежок», «Наряжаем елку»
Работа с родителями
1 Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».
Создание фотоколлажа «Как мы праздновали праздник»;
Оснащение предметно – развивающей среды
Изготовление атрибутов, костюмов.
Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления;
Январь
Февраль
Работа с детьми
Тема: «Мы артисты»
Образовательная технология
1. «Пришла коляда - открывай ворота» Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - козулей.
2. «Весёлые ложки» Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.
3. «Хозяйкины помощницы» Познакомить детей с предметами обихода коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.
4. «Половичку курочка веничком метёт» Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.
Игровая технология Д/и «Что сначала, что потом?», Игра «Зеркало», «Сам себе режиссер», «Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации. Игра «Дождливо - солнечно».
Здоровьесберегающая технология
Пальчиковая гимнастика. «Зима», «Зимние забавы»
Тема: Разыгрывание сказок при помощи различных видов театра: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».
Образовательная технология
1. «Масленица годовая» - наша гостьюшка дорогая Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.
2. «Три медведя» Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.
3.»Маша и медведь» Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы
4. «Идёт коза рогатая». Познакомить детей с новым обитателем избы - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.
Игровая технология
Д/игра «Угадай, что я делаю», конструирование: Маски для театра, Игра «Продолжи фразу и покажи»,
Здоровьесберегающая технология
Пальчиковая гимнастика «Елочка», «Мороз».
Работа с родителями
Консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»
Проведение викторины «Продолжи потешку»
Оснащение предметно – развивающей среды
Плоскостной настольный театр
Создание картотеки «Потешки»
Март
Апрель
Работа с детьми
Тема: «Потешная карусель»
Образовательная технология
1. «В гости к Хозяюшке» Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2. «Приди, весна, с радостью» Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички Ласточка, ласточка, Грачи-киричи; познакомить детей с традицией печь жаворонков.
3. «Трень-брень, гусельки» Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.
4. «В гости к бабушке Загадушке» Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т. д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Игровая технология
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».
Здоровьесберегающая технология
Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»,
Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Тема: «Репка».
Образовательная технология
1. «Сорока-белобока кашу варила» Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.
2. «Репка» Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.
3. «Во дворе у бабушки» Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т. д., их назначением, учить громко и четко произносить их.
4. «Курочка Ряба» Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.
Игровая технология
Игра «Угадай, чей голосок», «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».
Здоровьесберегающая технология
Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»
Работа с родителями
Консультация «Развитие творческих способностей у дошкольника»;
Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
Оснащение предметно – развивающей среды
Изготовление масок.
Май
Работа с детьми
Тема: «Если с другом вышел в путь»
Образовательная технология
1. «Солнышко, нарядись, красное, покажись» Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.
2. «Кто в тереме живёт» Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.
3. «Ярмарка» Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.
4. «Сказки водят хоровод» Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству
Игровая технология
Игра с воображаемыми предметами, Игра «И я тоже!», ТРИЗ «Чем был - чем стал», Игра «Веселые обезьянки», Игра «Назови вежливое слово».
Здоровьесберегающая технология
Пальчиковая гимнастика «Наша группа»,
«Не плачь, куколка моя»
Работа с родителями
Консультация «Основы театральной культуры»; Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей».
Использованная литература:
«Народное искусство в воспитании детей» Т. С. Комарова;»Радость творчества» О. А. Соломенникова;
«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина;
«Театральная деятельность в детском саду с детьми 3 -4 лет» А. В. Щёткин;
«Организация театральной деятельности» Н. Б Улащенко;
«Среда развития дошкольника сущность и структура» В. К. Шалаева, Н. В. Смирнова;
«Праздники в детском саду» С. Н. Захарова; Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; Т. А. Бударина, О. А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010 Е. А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010