Ирина Алимина
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию речи на тему «Народные промыслы, народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности на тему : «Народные промыслы, народная игрушка»
Расширение словарного запаса детей:
Темочки:
- Игрушки
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Существительные: игрушка, Матрешка, Ванька-Встанька, Неваляшка, Дымка, Хохлома, Филимоново, Гжель, Барыня, Конёк, Петушок, Лошадка (названия игрушек, туловище, руки, ноги, голова, лицо, (названия частей тела у куклы);
Прилагательные: народная, деревянная, круглая, большой, маленький, красивый, легкий, гладкий, яркая, нарядная;
Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т. д.
Мимические упражнения. Психогимнастика.
Игра «Матрёшки»
Куклы пузатые, розовые щёчки,
В гости к нам пришли Матрёшки. (радуемся приходу матрешек –улыбнуться)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка. (удивляемся)
Игра «Ванька-Встанька»
Ах-ах-ах-ах-ах-ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах —
Свалился Ванька-Встанька! (куклы плачут)
Матрёшки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встаёт
С улыбкой плутоватой (улыбнуться)
— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки! (радостно)
«Весёлые Матрёшки» - упражнение «Улыбка»
«Неваляшка» - упражнение «Качели» - так качается Неваляшка и не падает
«Конёк» - упражнение «Лошадка» - цокать язычком
Дыхательная гимнастика:
«Любуемся игрушками»
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами
«а-а-ах!»
«Дуем, дуем, задуваем»
В правую руку ребенок берет какое-нибудь пособие (игрушка, на счет 1-2-3 делают — вдох, на 1-2-3 –выдох, дуть на игрушку спокойно, долго и плавно.
«Уточка»
Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».
Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом
«кря-а-а»
Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря-кря-кря», втягивая живот.
Дидактическая игра «Здравствуйте, матрёшки!»
Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрёшка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.
Материал: пять картинок с изображением матрёшек (от боль-
шой до самой маленькой, «дорожка» (полоска бумаги).
Усложнение — 4-5 матрёшек.
Ход игры
Взрослый. К нам в гости пришли сестрички-матрёшки. Здравствуйте, матрёшки! Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрёшка (взрослый кладёт картинку, вот сестричка-матрёшка поменьше, а вот самая маленькая сестричка-матрёшка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку»).
— Кто пришёл к нам в гости? (Матрёшки)
— Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрёшка?
— Какая это матрёшка? (Самая большая)
— А эта? (Поменьше)
— А эта? (Самая маленькая)
Затем взрослый перемешивает картинки.
— Хочешь поздороваться с матрёшками? Поставь их на дорожку: сначала самую большую (ребёнок выполняет, поменьше (ребёнок выполняет, самую маленькую.
Поздороваемся с матрё шками: «Здравствуйте, матрёшки!».
Дидактическая игра «Угостим матрёшек»
Цель: учить соотносить два предмета по величине (находить большую кружку для большой матрёшки, маленькую кружку — для маленькой
матрёшки); развивать зрительное внимание; воспитывать аккуратность в обращении с картинками, желание заботиться об окружающих.
Материал: картинки с изображением матрёшек.
Ход игры
Взрослый предлагает картинки с изображением матрё шек:
«К нам в гости пришли сестрички-матрёшки. Поставь их по росту:
сначала самую старшую, самую большую матрёшку, потом поменьше и самую маленькую».
Ребёнок выполняет задание.
— А теперь угостим матрёшек чаем. Вот кружки. Самой большой матрёшке поставим самую большую кружку. (Ребёнок выполняет.) Матрёшке поменьше поставим и кружку поменьше. (Ребёнок ставит.) А самой маленькой матрёшке поставим самую маленькую кружку.
Усложнение: дать четыре матрёшки и кружки, затем пять.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: учить детей бегать по кругу в разном темпе.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей «покататься на каруселях».
Дети, держась за руки, идут по кругу, а потом бегут и говорят или поют:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите!
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Дети переходят с бега на ходьбу и затем останавливаются.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Подвижная игра «Матрёшки пляшут»
Цель: учить повторять движения за воспитателем, развивать двигательную активность детей.
Ход игры
Воспитатель показывает детям большую красивую матрёшку
(игрушку или картинку).
Воспитатель. Дети, посмотрите, какая красивая матрёшка пришла
к нам в гости! Она вам нравится? А сейчас я вас превращу в матрёшек!
Повертелись, покружились
И в матрёшек превратились!
Воспитатель напевает плясовую мелодию (или включает музыку, кру-
жится вокруг своей оси, показывает детям простые танцевальные движе-
ния, дети стараются повторить, танцуют, кто как может.
Воспитатель. Посмотрели зайчики, как дети танцуют. Понравился им танец. Они тоже хотят танцевать. Поможем им? Тогда я вас превращу в зайчиков: повертелись, покружились и в зайчаток превратились!
Дети кружатся вокруг своей оси, затем прыгают, как зайчики.
Воспитатель. Увидели мишки, как зайчики танцуют, захотелось
и им потанцевать! Поможем им? Тогда я превращу вас в мишек: по-вертелись, покружились и в медведей превратились!
Дети кружатся вокруг своей оси, затем ходят, переваливаясь с ноги на ногу.
Воспитатель. Молодцы, мишки! Хорошо танцевали!
Повертелись, покружились и в ребяток превратились!
Дети кружатся вокруг своей оси и опять танцуют как в начале игры.
Стихи (художественная литература)
Матрёшки
У сестричек, у матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку —
Видишь старшую подружку. Дымковская барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Щёки алые горят,
Удивительный наряд.
Веселит, ласкает взор
Яркий праздничный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье —
Всем на удивленье!
Таких барышень лепили
Всех из глины, не забыли
Белой краскою покрасить
И узорами раскрасить.
Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. Я. М а р ш а к а
«Ванька-Встанька»
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно весёлых скворчат из гнезда.
Один только мальчик по имени Ванька,
По прозвищу Встанька не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате —
Во сне одеяло отбросит он прочь.
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребёнок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
— Тебе, дорогой потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!
«Неваляшка»
Я милашка, кукла-неваляшка.
У меня, у меня яркая рубашка.
Низко наклоняюсь,
Звоном наливаюсь.
Вам поклон, мне поклон —
Дили-дон, дили-дон!