Людмила Пожарских
Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная музыка – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история. Как говорится, плох тот народ, который не помнит, не знает своей истории. А составная часть истории любого государства – это творчество, культура его народа.
Публикация «Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В связи с этим хочется процитировать слова русского композитора М. П. Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Действительно, традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремёсла. Историческое время и повседневная жизнь отметают всё, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утрачены, стёрты урбанизированной массовой культурой.
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, так как от того, как мы воспитаем наших детей – таким будет и наше, и их будущее.
В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые шутливые приговорки, загадки, считалки, дразнилки, народные игры, которые впитали, общаясь во дворе со сверстниками.
Колыбельной песне отводится особое место в культуре да и в педагогике в целом. Именно через неё начинается у ребёнка восприятие окружающего мира, когда мать поёт в ней о собачке, котике, птичках…
Исполняется колыбельная песня.
Слушая такую колыбельную, малыш не только знакомится с животными, но и чувствует доброе, нежное отношение к нему его матери.
А сколько пословиц и поговорок неизвестно откуда всплывает в памяти к месту и случаю! А ведь это всё дошло до нас с тех далёких времён, когда люди в большенстве своём даже не знали грамоты, а имели только житейский опыт, который бережно передавался из поколения в поколение вместе с песнями, сказками и другими произведениями фольклора.
В 80-90-е гг интерес к народному творчеству не был активным и массовым. И уж, конечно, как результат, позабылись многие традиции, произведения фольклора.
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями – семья теряет свою былую ведущую роль. А дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои. Ведь если в старину мать в 4-5 лет уже учила свою дочку правильно «баюкать», то есть петь колыбельные песни, а семи-восьмилетняя девочка уже была хорошей нянькой, которая не только могла присмотреть за меньшими братьями и сёстрами, но и нанималась в няньки, «в люди», тем самым зарабатывая на хлеб.
Наша с вами задача сохранить то, что осталось, то, что ещё не забыто.
Кстати, нужно сказать, что дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить его основы –а это определяет их физическое и духовное здоровье.
В детском саду постоянно ведётся работа по ознакомлению наших воспитанников с русским фольклором. На развитии речи они учат загадки, пословицы. Поговорки, читают сказки.
На музыкальных занятиях дети поют народные песни. Водят хороводы, исполняют народные пляски и танцы. Уже в первой младшей группе они слушают и поют русские народный песни («Зайчик», «Петушок», «Ладушки» и др.).
Детям старшего дошкольного возраста я объясняю уже более сложный фольклорный материал – мы определяем жанр музыки (песня или танец, характер музыки. Тем самым я подвожу их к осознанию того, что русская народная музыка – особенная. И основные определяющие черты её – это песенность, напевность, широта мелодии, наличие распевов.
В ДОУ создана хорошая музыкально-развивающая среда – это литература, муз. инструменты, фонотека, русские народные костюмы. В каждой группе созданы уголки патриотического воспитания, где представлены куклы в народных костюмах, народные муз. инструменты. Кроме того, в ДОУ проводятся фольклорные праздники и развлечения – ярмарки, Праздник русской берёзки, Рождество.
Необходимо, чтобы и дома у ребятишек поддерживался интерес к искусству родного края.
В качестве рекомендаций, я хотела бы пожелать вам следующее:
-обращайте внимание детей на народную музыку, на её красоту;
-пойте детям русские народные песни, потешки, прибаутки;
-обращайте внимание на литературу (сказки, песни, произведения фольклора).
К сожалению, уходят в небытие очень многие русские традиции. Например, обычай петь на праздниках, да и просто в будни народные песни. Вместо исконно русского «Каравая» в дни рождения близких, в том числе и наших детей, мы поём американское «Happy birthday», вместо ласкового обращения к нашим малышам «дитятко» и др. называем их именами из зарубежных словарей, тем самым не задумываясь, утрачиваем свою самобытную культуру.