Любовь Тепайкина
Народные игры в этнокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.
Публикация «Народные игры в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах
В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…»
Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от правильного выбора воспитательно-образовательной работы. При выборе форм предпочтение организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, развивают познавательную активность, интересны самим детям, органически вписываются в современный воспитательный процесс.
В современных условиях образовательного учреждения необходимым эффективным условием этнокультурного воспитания является создание развивающей предметной среды этнокультурной направленности в дошкольном учреждении. Известно, что среда оказывает влияние на этническое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребенка, на развитие его положительного самоощущения, компетентности в отношении к миру, к людям, к себе, а также стимулирует его включение в различные формы деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что является созидательным началом духовно-нравственного и физического здоровья
Условием формирования этнокультурной осведомленности в нашем детском саду прежде всего, являются национальные уголки в каждой возрастной группе и мини-музей «Краеведение». Благодаря им дошкольники наглядно подкрепляют знания и представления о родном края
Но все-таки приоритетным направлением деятельности детей является игра
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Игра - это одна из человеческой деятельности. Картина мира, воспроизводимая в играх посредством слова и действия, транслирует ценности и традиции народа, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Через все многообразие национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада
Народные игры можно разделить на : хоровые игры, подвижные игры, трудовые игры, драматические игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры.
Мордовские народные игры игры
1. «В ключи»
«Панжомнесэ» (эрзя)
В игре могут принимать только 5 человек. Дети садятся по углам комнаты или на земле вычерченного квадрата, а пятый стоит посредине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
- Щакай, (щеняй, панжематне тонь кядьсот? (Дядя, (тётя, ключи у тебя)
Тот отвечает, указывает на соседа:
- Щаказень (щенязень) кизефтьк. (Дядю, тётю спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
- Кунчкаса вешентть. (Посередине поищи).
Идущий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают, и меняются местами. Водящий старается занять чьё-либо место. Кто-то опять остаётся без места, и игра возобновляется.
Перебегать можно в любой угол. Если ребёнок долго находится в роли водящего, то он может дотронуться до одного игрока и встать на его место. Этот игрок будет искать «ключи» от дома.
2. «В горшочки»
«Сяканяса» (мокша)«Чакшинесэ» (эрзя)
В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает: «Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?». Тот отвечает: «Мисан» («Продам»). После этого они оба дотраги-ваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином». Игрок, оставшийся без «горшка», начинает водить.
Правила игры. Оба игрока бегут по внеш-ней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка».
3. «Ветер - ветерки»
«Варма-варминеть» (с бубном)
Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза.
4. «Круговой»
(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
Обрядовые игры
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
1. Пасха.
«Игра с яйцами».
Чьё яйцо дольше покрутится?
Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.
Катание яиц с горки.
Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.
Играющие произносят:»раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.
2. Красная горка.
«В круги».
Выбирается водящий. Играюшие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок.
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой каснись.
Отвечай поскорей.
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.
3. Троица
«В крест»
Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.
«Салки с мячом».
Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.
4. Вербная неделя
«Верба-вербочка».
Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:
Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая,
Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже.
Как во городе царевна посреди круга стоит,
Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.
На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:
Люди спросят: «Кто такой?», Катя скажет: «Милый мой»
В конце девочка и мальчик танцуют.
5. Покров.
«Заря – заряница».
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты расписные.
Один, два, три - не воронь,
А беги, как огонь.
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.
6. Успение (Дождинки)
«Кто с нами»?
Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
-Кто с нами, кто снами жито косити?
-Мы с вами, мы с вамижитокосити.
-Кто с нами,кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити.
-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).
7. Рождественский сочельник.
«Два мороза».
На противоположных сторонах площадки отмечают два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза» : Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:
Два мороза удалые,
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Моро Синий нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Дети отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
«Масло».
Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.
8. Зимние Святки
«Бабка».
Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу. Не отгадавшего трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т. д.)
«Прялица».
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.
Другой «жених» выбирает себе «невесту».
9. Масленица.
«Горелки».
Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает:
-Где стоите?
Дети отвечают:
-У ворот!
Что продаёте?
- Квас!
- Лови же нас!
Как только произнесены последние слова,последняя пара – врассыпную: один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».
«Летят – не летят».
Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Мы несём весну!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Не догнать нас никому!
3. Пчёлы летят, бунчат, гудят:
- Жу-жу-жу! Медову несу еду!
4. Поросята летят, поросята визжат:
- Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!
5. Медведи летят, во всё горло кричат:
- Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!
6. Комары летят, звенят, пищат:
- Зы-зы-зы! Наточим наши носы!
Ответивший неправильно выбывает из игры.
«Бабка Ёжка»
В середину круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её :
Бабка Ёжка– костяная ножка.
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого - нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.
«Мышки – норушки».
Участники делятся на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это - «мышеловка».оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки «мышеловки» водят хоровод и поют:
Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.
Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.
Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:
Берегитесь вы, плутовки, доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.
«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.
Природные игры
Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.
1. Кевняняса («в камушки»)
Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку.
Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.
Вторая фигура - «кафтоняса» - «по две», т. е. теперь он должен подбросить сразу два камушка.
Третья фигура - «колмоняса и фкяняса» - «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем - оставшийся один.
Четвертая фигура - «ниленяса» - «по четыре» - подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.
Пятая фигура — «орта» - «воротца» : кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.
2. Русская народная игра «Дедушка Мазай»
Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.
Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали — покажем.
Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».
3. Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.
Правила: играющие собираются в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).
Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.
Трудовые игры
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Многие игры передавали детское восприятие сельскохозяйственного труда. Напримар, играя «Вредьку», дети копировали процесс посадки редьки. Играя «В волков», дети подражили женщинам-жницам. «Серпом» служила обыкновенная палочка. В основе игр: «В белочек», «В ворону», «В курочек» лежит подражание поведению различных животных и птиц.
Игры с водящими
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру.
1. «В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
2. «В платочки»
Руцяняса (мокша)
Пацинесэ (эрзя)
«В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.
Правила игры :
Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.
В нашем детском саду проводится большая работа с родителями: опрос о семейном национальном воспитании детей; анкетирование по теме «Мой родной язык», «Наш город». Большую помощь оказали в оформлении национальных уголков в группах и мини-музея. Ведется работа по дополнительному образованию, кружок «Лейне»
Родители воспитанников рекомендуют продолжать работу по изучению детьми истории и культуры мордовского края и языка, привлекать к национальным праздникам родителей.
Родителями предоставляются альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье для демонстрации на тематические выставки в детском саду. Проводятся по тематическому плану совместные прогулки, экскурсии, праздники и развлечения с этнокультурной тематикой.